5+, 6+ #ЧУВСТВО_АДЕКВАТНОСТИ: Ощущаем глобальную гармонию нашего мира

Таланты и способности ребёнка многомерны, именно поэтому столь непросто спроецировать их на реальный мир.

При сформированном чувстве адекватности представление человека о реальном мире адекватно отражает его познавательную деятельность.

Оценки ребенка должны иметь в своей основе факты и содержать веские доказательства.

#ПознавательнаяДеятельность #НаучныйМетод #СистемныйПодход #ЧувствоЧисла #ЧувствоЦвета #ЧувствоФормы  #ЧувствоПротяженностиПространства #ГеометрияБудущего


Центр "Искусство Мыслить Активно": г. Санкт-Петербург, ул. Подвойского д.13 к.2
1 раз в неделю - 1 академический час (45 минут) - 500 руб. 
Малые группы численностью до 6 человек

Телефон: (812) 954-55-44

В группах 5+ мы начнем с

математики: развитие навыка количественного сравнения (развитие "чувства числа") через измерение, шкалирование; построение элементарных геометрических понятий (точка, линия и т.п.).

“Если вы можете измерить то, о чем говорите, и выразить это в цифрах, значит, вы что-то об этом предмете знаете. Но если вы не можете выразить это количественно, ваши знания крайне ограниченны и неудовлетворительны. Возможно, это начальный этап, но еще не подлинно научное знание” 
Лорд Кельвин
Цититуется по Д. У. Хаббард. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. - М.: Олимп Бизнес, 2009 - с.13

отношений: определение правил общения в игровом пространстве группы (ребёнок научится уважительно общаться и спокойно проигрывать в коллективных играх).

планирования: наработка привычки делать домашнее задание и предъявлять результаты работы (проверочные, контрольные).

Автор: Н.В. Братчикова.

Что было на занятиях 2017-2018 гг.
Положение о сложностях занятий 

1. Программа кружка значительно опережает начальную ступень общего образования, которую дают в детских садах (на курсах подготовки к школе):

🔹 постановка навыка количественного сравнения, <br/>🔹 расширение числовой прямой до рациональных чисел (дроби), <br/>🔹 шкалирование, <br/>🔹 элементы научного метода (наблюдения, эксперименты, выдвижение гипотез....) и пр.<br/>🎵 Как сказал композитор А.Л. Рыбников: "Если в третьем классе не играл программу восьмого класса - значит, ты уже никто&quot;. 

2. Групповые занятия нужны для того, чтобы приучать детей к работе в коллективе.
2.1. Сплоченный коллектив мотивирует участников на решение задач, выполнение домашних заданий, поддерживает в минуты отчаяния и проигрыша в игре.
2.2. Индивидуальные занятия лишены главной мотивации - коллективной. 

3. Домашние задания нужны для того, чтобы приучать детей к систематической работе.
3.1. Если родители не в состоянии
а) заставить себя контролировать ежедневное (еженедельное) выполнение домашнего задания,
б) пожертвовать своим временем ради выполнения ребёнком домашнего задания,
ребёнок будет отставать.3.2. Поддержка родителями детской стратегии "свалить от решения" (придумать самооправдание, лишь бы не делать д/з) формирует привычку/модель поведения "потратить силы на самооправдание, а не на решение" - это невыгодная инвестиция в будущее.
3.3. Требование "найти решение задачи" определено однозначно: либо задача решена - либо нет. Или домашнее задание сделано - или нет.
Добро пожаловать в жестокий мир: нас не будет интересовать, почему задание не выполнено. Не настраивайте ребенка на серию оправданий: {я всю неделю был занят, я был в бане, я не успел, я был у бабушки,...}. Мы будем фиксировать факт: задача НЕ выполнена. Точка.

4. Творчество в математике я понимаю по Анри Пуанкаре:
"В чем, в самом деле, состоит математическое творчество? [...] Творчество состоит как раз в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций, а строить такие, которые оказываются полезными; а их ничтожное меньшинство. Творить — это отличать, выбирать”.
Анри Пуанкаре. О науке. Под редакцией Л.С. Понтрягина. - М.: "Наука", 1990г. - с.403

5. Главные критерии творчества: новизна и полезность (Критерии оценки изобретения по Томасу Джефферсону. http://vikent.ru/enc/5751/)

Ограничения

С высокой долей вероятности, ребёнок не захочет работать в коллективе математического кружка, если

1.  Ребёнку поставлен диагноз СДВГ

На занятиях работа идёт в коллективе, собранном из ярких детских индивидуальностей. При этом свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого ребёнка. На занятиях дети учатся договариваться, уважать друг друга, учитывать границы всех участников кружка, отделять эмоциональную реакцию от фактов.

С одной стороны, гиперактивным детям полезно учиться соблюдать границы и работать по правилам в коллективе, а с другой стороны - им, учитывая их ранимость, будет сложно противостоять коллективу, который не пойдёт на поводу обиды ("эмоционального Я") одного участника. Этот один ребёнок далее в кружок (т.е. в коллектив, диктующий правила) ходить не захочет. 

2.  Ребёнок уверен, что он "хорошо" знает математику (обычно это означает, что ребёнок мало ошибается при выполнении простейших арифметических операций в пределах первого десятка), сравнивая себя со "слабыми" сверстниками

На занятиях "хорошо" знает математику тот, кто выполняет домашнее задание. Последовательное выполнение домашнего задания закрепляет умения, полученные на занятии. 

Дети, которые изначально уверены, что с математикой у них всё отлично (на фоне, например, своей детсадовской группы), неприятно поражаются тому, что в коллективе математического кружка есть и другие дети, которые НЕ хуже умеют считать. Даже если таких детей на первом занятии нет, к 10-му занятию выполняющие домашнее задание дети перегоняют "хорошо" знающих математику, но не делающих домашнее задание.

Удар по чувству собственной важности зело болезненный для ребёнка. Осознав, что он перестал быть лучшим, ребёнок далее в кружок ходить не захочет. 

Занятия в математическом кружке учат
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Обработка видео...


Язык математики - это способ организации и упорядочения информации, анализ и исследование фактов, свобода от стереотипов и пр.

«Быстрота соображения, отбрасывание тривиального, острота схватывания, склонность к абстракции – все это важно для математика, и это можно увидеть в юном возрасте. Но, пожалуй, это не безусловно обязательные признаки, хотя и важные. Но более глубокие признаки склонности к математике кроятся в характере мышления и в фантазиях ребенка. Я думаю, что, несомненно, есть какие-то типичные черты общего мышления, которыми обладают те, кто уже стал профессиональным математиком, хотя они могут встречаться и раньше. Например – острое чувство тривиальности. Математик, как правило, отличает, даже если речь идет совсем не о математике, содержательное высказывание от тавтологического, нетривиальное от банального. [...]
Можно сказать, что математик инстинктивно требует доказательств».
Анатолий Моисеевич Вершик (источник:
http://polit.ru/article/2013/02/25/vershik1/)  

1. Спокойно относиться к неудачам: сомневаться, ошибаться, осознавать свои ошибки и исправлять их. 

2. Давать определения: относить предмет к множеству и выделять признаки.

3. Задавать уточняющие вопросы, проясняющие непонимание, неизбежно возникающее из-за асимметричного дуализма языкового знака. Математическая польза состоит в развитии способности формулировать правильные вопросы.

4. Искать контрпримеры и опровергать теории. Подтверждающие примеры доказывают лишь справедливость частного случая. Достаточно одного контрпримера, чтобы опровергнуть всю теорию. 

5. Определять границы области достоверного и невозможного, оценивать следствия.

6. Группировать и находить целое, классифицировать и определять структуру, отбрасывать несущественные данные и обнаруживать взаимосвязи между оставшимися параметрами.

7. Работать в команде: соблюдать коллективную этику.

Возможные направления развития:

ИНЖЕНЕРИЯ 

✔ Умение принимать решения в условиях непредсказуемости.
Т.е. умение измерять (выражать величиной совокупность снижающих неопределенность наблюдений).

✔ Результативность в выбранном направлении (предъявление промежуточных результатов).

✔ Умение соответствовать разным ролям в инженерных командах (множественное число). Т.е. коммуникационные навыки, способность воспринимать критику, умение работать в разных рабочих ролях, в разных командах и знать свою сильную роль. 

✔ Общие знания. Незнание основ математики и физики сильно затрудняет результативность (приходится слишком во многом разбираться с нуля и терять время). 

✔ Основы предпринимательства
Одна из ролей в команде - популяризатор инновационных продуктов. 

✔ Умение продолжать Дело после неудач.
Восстанавливаться, собираться и продолжать. 

Отзывы о занятиях

Большое спасибо родителям, которые написали отзывы о занятиях на бумаге от руки и, тем самым, оттачивали свой ум.

Реалии современности таковы, что печатаем мы чаще, чем пишем от руки. Между тем, только через механическое письмо задействуются различные зоны мозга.
«Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy)
, профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума» 

 

"Спасибо огромное за занятия! Дочка посещает их с большим удовольствием. Математика ассоциируется у неё с весёлыми и познавательными играми. Теперь дома мы играем в то, чем занимались в группе: проводим оси симметрии, строим фигуры из памяти, играем в танковый бой. Здорово, что в нашем доме поселилась математика. Хочу выразить особую благодарность Вам как чуткому и внимательному преподавателю, а также отметить, что благодаря Вашему сайту я узнала много новой и полезной информации. 
Спасибо!"

Мама дочки 4,5 лет 

 

"Мой сын, 6 лет, посещает кружок по Звонкину. Очень доволен и сын и я. Ребёнок получает "нестандартные" знания в игровой форме. Я сама открываю для себя математику совершенно с другой стороны, плюс возможность увидеть ребёнка по-новому. Стала больше обращать внимание на его способности, мышление. А ещё можно получить консультацию Надежды Владимировны как психолога.
Всё замечательно!"

Мама сына Никиты 
15.02.2016

Описание изображения

Описание изображения