Назад к списку

 Как развивать стратегическое видение и аналитическое мышление у детей 4-6 лет?

Г.К. Каспаров назвал самым главным в развитии шахматного стратега "стратегическое видение" и "аналитическое мышление" (см. статью "Что развивает игра в шахматы?")

Стратегическое видение

Стратегическое видение - это обоснование жизни человека, это то, к чему стремится человек и чего, возможно, он может достичь. 

Сратегическое видение создаёт чувство перспективы человеческой деятельности и является средством мотивации на деятельность, поскольку позволяет отвечать на вопрос: "Зачем мне это делать?" 

Формулировка стратегического видения представляет собой лаконичную конструкцию, выражающуюся в словесной форме: "Я стремлюсь....."

Для того, чтобы перевести стратегическое видение из разряда хотелок в рабочие долгосрочные планы, необходимо формулировать систему целей (Система целей творческой личности по Г.С. Альтшуллеру. Источник: http://vikent.ru/enc/450/)


«1. Сунь-цзы сказал: «Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь. 2. Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы противника». 

Сунь-Цзы / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1972 г., с. 204-206. Источник: http://vikent.ru/enc/1504/

Как развить у ребёнка 4-6 лет способность к стратегическому видению?

Необходимо в занятия с ребёнком включить постановку «коротких целей» (в течение дня) и «длинных целей» (в течение недели - месяцев - года), т.е. закладывать основу для того, чтобы в средней и старшей школе ставить независимые цели (множественное число), и далее - Достойные цели).

Аналитическое и системное мышление

Научный подход состоит из чередования аналитического и системного мышления.

Аналитическое мышление необходимо для планирования и проведения эксперимента (сделать анализ объекта/системы и выделить области определения, на которой будут проведены эксперименты (набор экспериментов, которые исследуют каждую часть системы или измерение системы по каким-то параметрам). После проведения эксперимента будет получен набор экспериментальных аналитических данных.

Системное мышление необходимо для того, чтобы после получения данных обобщить, обработать, выделить закономерности о функционировании исследуемой системы и выдвинуть гипотезу о том, как система функционирует в целом.

Аналитическое мышление необходимо для того, чтобы проверить гипотезу экспериментом и получить экспериментальные аналитические данные.  

Системное мышление необходимо для того, чтобы, на основании полученных в эксперименте результатов подтвердить гипотезу в любых условиях и создать научную теорию или вывести закон.

"Величайшим шоком для науки XX века стал тот факт, что систему нельзя понять с помощью анализа. Свойства частей не являются их внутренними свойствами, но могут быть осмыслены лишь в контексте более крупного целого. Таким образом, изменились представления о взаимоотношениях частей и целого. При системном подходе свойства частей могут быть выведены только из организации целого. Соответственно, системное мышление не концентрирует внимание на основных «кирпичиках», но интересуется основными принципами организации. Системное мышление контекстуально, что являет собой противоположность аналитическому мышлению. Анализ означает отделение чего-либо, с тем чтобы понять его; системное мышление означает помещение чего-либо в более обширный контекст целого".

Фритьоф Капра, Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем, М., «София», 2003 г., с. 44-45, 49 и 64-65. Источник: http://vikent.ru/enc/3152/

Как развить у ребёнка 4-6 лет аналитическое и системное мышление?

Необходимо научить ребёнка пользоваться в своей деятельности научным подходом. 

Суть научного подхода - адекватно воспринимать, отражать, изучать, моделировать окружающий мир (реальные процессы). 

Для этого необходимо формировать навыки адекватного восприятия реальности: 

1) навык количественной оценки; 

2) навык выделения существенного признака; 

3) навык использования (построения) шкал.

© Братчикова Надежда Владимировна, 2016.

Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник.