Математическая смекалка и детский ТРИЗ

15 октября - день рождения Генриха Сауловича Альтшуллера, создателя ТРИЗ. 

Игорь Леoнaрдoвич Викентьев, руководитель VIKENT.RU - крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению Творческих личностей, в online-лекции № 172 рекомендовал задавать тризовцам вопросы: https://www.youtube.com/watch?v=N-8F1EQ86l4

Скопируйте себе вопросник, спрашивайте преподавателей, слушайте ответы. 

Я НЕ преподаю ТРИЗ, потому что НЕ обладаю соответствующей квалификацией.
Решатель ТРИЗ - человек, который имеет практический опыт использования ТРИЗ (курс «Икар и Дедал»: 120 часов, 200 письменно решенных творческих технических задач). 
Преподаватель ТРИЗ - человек, создавший СОБСТВЕННЫЙ уникальный (не списанный) задачник по «железному» ТРИЗ с собственными решениями для своего учебного курса. 

Большой вопрос: зачем детям 5-8 лет «железный» ТРИЗ (для решения электро-механических задач)?

++++++++++++

Что делают преподаватели ТРИЗ? Назову этот эффект "обальзаминиванием» детей. 

✅ Есть задача старинная логическая про волка, козу и капусту. 

Читать дальше

Первые результаты проекта «Фотографии В Лужах»

Математический клуб ЛИСА представляет проект «Фотографии В Лужах»

Проект требует от Родителей Участников вовлеченности в процесс и дополнительной интеллектуальной (геометрической) нагрузки.

Игорем Леонардовичем Викентьевым (VIKENT.RU) выявлен один из важных параметров Личности, качественно определяющий жизнь человека – умение делать многоходовки. 

🔶 Участников проекта «Фотографии в лужах» Родители учат решать сложные контринстинктивные задачи в несколько ходов.

Возраст Участников проекта: 5 - 8 лет. 

Открываем галерею результатов темой «Точки» 

🔷 Автор: Соня Муратова 

Инстаграм-галерея: https://www.instagram.com/geometry.of.the.future/ 

Новостная группа: https://vk.com/math_life

С уважением, 
Руководитель математического клуба ЛИСА 
Надежда Владимировна Братчикова 

#ГениальныеДети #ФотографииВЛужах #ГеометрияБудущего #Многоходовка

Читать дальше

НОВОСТИ математического клуба ЛИСА

Всё лето 2018 г. три маленькие Девочки вместе с отважными Родителями вели дневники наблюдений за лепестками ромашек, за погодой, за собой, за пуговицами, за расположением и протяженностью в пространстве, ...

Приоткроем их дневники 😊

Каждый день лета они фиксировали в дневнике работу, выполненную в соответствии с планами, построенными Родителями.

Читать дальше

Креативный дизайнер без знания математики

В мае 2018 года мы с группой детей, идущим по курсу композиции, гуляли по Русскому музею, и бабушки-смотрительницы интересовались золотым сечением. А что такое «золотое сечение»? — удивлялись они вслед детям. 

На уровне бабушек-смотрителей золотым сечением заинтересовались и дизайнеры! 

Смотрим на "творение" креативного дизайнера и оцениваем вред, который плакат наносит окружающему миру (и нашим детям).

1. Первое, на что обратим внимание — на формулу плаката:


Определение: Золотое сечение - это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Читать дальше

Как родителям "завалить" приучение сына к делам по дому 

Когда рождается девочка, большинству родителей ясно: она слабая, её нужно опекать и оберегать.Так они и поступают - они берут девочку за руку и ведут её по жизни.

Когда рождается мальчик, первое, что он требует - самостоятельности; родителям ясно, что понятия "мальчик" и "самостоятельность" находятся где-то рядом; и время от времени самостоятельность мальчику дают.

Как мальчик распоряжается этой самостоятельностью? Глупо, по детски, ведь и лет-то ему... скажем, четыре. Но теперь он точно знает, что пуп земли, имеет права и может требовать.

Время от времени родители забывают сообщить наследнику, что права идут ноздря в ноздрю с обязанностями.А обязанности бывают тягостными, не дают бабочкам порхать, а напротив - ломают им крылья. Я говорю об обязанностях по дому - например, о мытье посуды.

У мам большое сердце и слабые нервы - видя малолетнего сына, страдающего на подходе к мойке, они лучше быстро помоют посуду сами, чем это выдерживать.Некоторые мамы так и говорят: "Это невыносимо". 

Мальчики усваивают стратегию: для того, чтобы ничего не делать, необходимо а) ныть, б) делать плохо.

Можно, кстати, просто отказаться. Но отказаться не просто: мамы (вот наказание) для чего-то всё равно будут настаивать на мытье посуды, отрывать от компьютера и требовать невозможного.
Так что лучший способ всё же а) ныть, б) делать плохо.Тогда есть шанс, что мама махнёт рукой и поостережется привлекать наследника к домашнему труду.

Читать дальше

О мальчиках (а потом - о девочках) 

На детской площадке с утра до вечера околачивается мальчик. 

Когда дети спрашивают его о возрасте, он показывает 7 пальцев.Мальчик скучает, матерится, играет игрушками других детей.Мамы девочек и малышей, наученные опытом, вострят уши и отгоняют его от своих детей. 

Время от времени мальчик ломает чью-нибудь игрушку. Дальнейшая стратегия его состоит в следующем: он возвращает игрушку, при владельце пробует починить, а потом сообщает, что так стало красивее. Тон его уверенный, доверительный и убедительный - он же дело говорит: было так себе, а теперь стало красиво.Глаза у него чистые, задумчивые. Он вдумчиво отдает игрушку и уходит играть на другой конец площадки, к другим детям. 

Почему я про него рассказываю? Из-за математики, разумеется. 

Чинит он одну такую игрушку, и вслух ерунду всякую проговаривает, что попало, и вдруг: "8 плюс 30 - сколько будет?" 

Пострадавший дошкольник молчит, потом отвечает: 38 

- Неправильно, - отвечает наш Герой. - Еще подумай. 

Пострадавший еще молчит, потом отвечает: 38 

- Неправильно. Еще подумай. Даю подсказку: 33. 

Пострадавший молчит, потом отвечает: - Нет, 38. 

- Подумай еще. 33. 

Портрет мальчика субъективен. 

Читать дальше

Ребенок "потерял задачу" по Я.А. Пономареву 

Есть дети, которые регулярно "теряют задачу" по Я.А. Пономарёву. 

Время их включенности ограничено, на занятия они ходят вместе с кем-то (или ради кого-то) и не задерживаются в коллективе. 

Сидит такой ребенок на занятии - присутствует - время от времени привлекает к себе внимание, отвечает невпопад, отказывается что-нибудь делать, или не отказывается - и делает что-то своё (относит дом к множеству транспорта, собирает множество обуви из чего попало, ...) 

Они приходят не заниматься, а рассказать о себе. Они ждут одобрения, безусловного подтверждения важности своих рассказов ни с того ни с сего посреди занятия, когда вся группа, высунув языки, что-то переделывает (который раз). В такие моменты они зевают и говорят: А вот у меня.... А моя мама сказала, что я.... Я знаете куда поеду? ... Я... 

На вопрос о результате они туманятся глазами и начинают делать вид, что что-то делают. Имитируют деятельность. Изображают деятельность.Они привыкли изображать - и так изображают, что можно верить. 

Сколько им лет? Бывает, что уже четыре. 

Читать дальше

Короткоходовщик 

Звонок в дверь. 

Милый юноша с толстенной папкой тычет пальцем в электросчетчик и говорит: 

- Видите год? Вам пора менять счетчик и прям сейчас жутко повезло - мы его поменяем очень быстро. 

- Вы из какой компании? У Вас есть визитка? 

И тут оказывается, что у юноши визитки нет. Потому что, объясняет он, руководство против выдачи сотрудникам визиток.Зато у него есть толстая папка с заверенными фирмой копиями сертификатов. Пока он листает папку, вижу красное удостоверение и желтую бумажку, на которой написано ИНЖЕНЕР. 

- Вы давно работаете в этой компании? 

- Пару месяцев. 

- Вам нравится работа? 

Юноша замялся. 

- Неужели Вы с детства хотели ходить по лестницам и звонить в двери?

Читать дальше

На меня часто кричат мальчики... 

На меня часто кричат мальчики. Они напрягаются и начинают орать, предполагая, что я внезапно оглохла и желая до меня, оглохшей, донести свою печаль.Обычно крик начинается после того, как ребенок нарушает правила. А далее происходит то, к чему ребенок не бывает готов: после нарушения правил следует обратная связь. 

Никому не нравится обратная связь. 😒 

Мир добр к маленьким детям: они учатся, часто делают ошибки, к этому взрослые относятся с пониманием.Что НЕ делают взрослые - НЕ учат детей ранжировать важность выполнения правил в разных жизненных контекстах. Одно дело, если самому дома не одеваться - помогут (не в пижаме же вести на улицу). Другое - специально (сознательно) нарушать правила в рамках поставленной задачи во время занятия:+ рядом работают дети, которые эти правила услышали и им следуют;+ наедине с преподавателем, в ситуации, когда ценность обмана не важна. 

Вдруг оказывается, что мир не вымощен батистовыми платочками, что случается самое страшное, то, чего ребенок и представить себе не мог: его работу, с его принципиальной позицией нарушения правил, в ответ на нарушение правил, не проверяют. 

Что кричат дети? Они кричат: Проверьте мою работу! Это не я. Так не честно. Вы же не видели (Вам показалось)! (ха-ха) Я только чуть-чуть. Я этого не делал! Ну почему? Я вообще не буду заниматься!... и всё такое. 

Группа, присутствующая при нелегком выборе "нарушать или выполнять" и слышавшая предупредительные слова, с сочувствием следит за дальнейшей истерикой бунтаря, требующего независимой индивидуальной справедливости. 

Читать дальше

Курс "Математика в лужах" 

17 марта 2018 года для участников клуба ЛИСА стартовал курс (в поддержку математическим занятиям) по обнаружению и качественному запечатлению объектов окружающего мира, т.е. фотографированию луж и разбору оттенков серого цвета.

Курс для участников кружка бесплатный, но предполагает рабочий график с домашними заданиями. 

Читать дальше
Загрузить еще