Как вводят понятие "бизнес" на уроках обществознания в 7 классе 

Началась эта история с домашнего задания Игоря Леонардовича Викентьева (http://vikent.ru/) вычитать (т.е. задать вопросы, привести примеры и т.п.) Гугл-облако, посвященное формированию у школьников и студентов навыков исследовательской деятельности.

Тема интереснейшая, Игорь Леонардович говорил о том, что с 7-го класса вполне возможно ставить навыки исследовательской деятельности.

Благодаря семикласснику, который рассказал об одном уроке обществознания, я узнала о 

1) школьном проекте; 

2) реализации проекта школьниками; 

3) посмотрела учебник обществознания  - Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.

Но обо всём по порядку.

На школьных уроках дети делают "проекты". Настал такой момент и для урока обществознания. Детям было дано задание продумать собственный бизнес. Для этого ученики сами поделились на группы по четыре человека в каждой.

Кто-то из участников группы, в рамках поставленной задачи, придумывает бизнес, с которым все остальные конформисты соглашаются: торговля оружием. Остаток урока один из шиолкьников на листе А3 рисует автомат и... всё. Урок закончен. "Проект" должен быть продолжен на следующем уроке.

Теперь самое время открыть учебник обществоведения 2017 года (новенький) и почитать - что же, потенциально, хотели от детей? 

Что не так поняли дети, весь урок занимаясь ерундой?

Читать дальше

Контраст: черно-белый

"Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу." 
 Иоханнес Иттен. Искусство цвета. 

Читать дальше

Новые группы - январь 2018 г. 

Новые группы января 2018г. 

Центр "Искусство Мыслить Активно" ул. Подвойского 13/2. 

✔ 5 лет 
Воскресенье, 14.00 - 15.00 

✔ 6 лет 
Суббота, 17.00 - 18.00

📈 Гиперболические планы на ближайшее полугодие: 

🍭Чувство числа. 

Хотим накрепко связать абстрактные числа и осязаемые количества.  

Читать дальше

Математика во 2-м классе: почему ребенок скатился на тройки? 

Математика во втором классе, как правило, идёт по двум программам: никуда не торопящаяся "Школа России" и быстро бегущая "Перспектива". Если в одной программе таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю.

В ноябре родители второклассников имеют возможность оценить успехи ребенка в математике. Одни дети за урок решают три варианта контрольной, а другие решают задачи методом "пальцем в небо". Не ясно, почему такая разница? Ведь в первом классе всё было хорошо...

Одни родители печали не знают, а другие начинают понимать, что что-то не так, поглядывать по сторонам и искать репетитора.

Что происходит?

Как дома не строятся со второго этажа, так и понимание математики не строится со второго класса. Во втором классе программа опирается на знания первого класса. У одних детей эти знания крепкие, у других - шаткие. К моменту, когда дети начинают учить таблицу умножения, оказывается, что она имеет фундамент сложения. Таблица умножения во втором классе является лакмусовой бумажкой, которая указывает пробелы в понимании ребенка. 

Как правило, оказывается, что ребенок а) не понимает, что числа связаны с количеством и б) не умеет (не научен считать) без ошибок.

Повторяю (уже об этом писала): Никакой доблести в том, чтобы посчитать быстро с ошибкой нет. Так может ЛЮБОЙ из землян. ЛЮБОЙ. БЫСТРО С ОШИБКОЙ. В математике за это снимается балл.

Дети, которые начинают проседать по математике во втором классе, не видят в этом никакого ужаса: подумаешь, сплошные абстракции, подумаешь, с ошибкой. Ну какая, в самом деле, разница: 3 х 7 = 22 или 21? Можно даже проверить (если заставят пересчитать): 3 х 6 = 18 и потом + 3 = 22. Всё ясно: 3 х 7 = 22.

Читать дальше

Пять способов выполнить домашнее задание (история о второкласснике)

Домашние задания, непривычные с детства, нервируют детей. От отрицательных чувств дети избавляются проверенным временем способом: активацией псих.защит.

Мы не виделись неделю и начали занятие как обычно - я спросила о домашнем задании. 

"Я не сделал, - уверенно сообщил он. - Потому что мы только прилетели, а с собой тетрадку не взяли. Хотя я сказал папе "Возьми тетрадку!", а он не взял". 

И тогда мы директивно решили писать сочинение о том, как нужно было действовать для того, чтобы тетрадь не забыть. 

Нужно было придумать 8, нет... 5 способов действий для того, чтобы положить тетрадь в чемодан. 

Вот самостоятельно (без моей помощи) придуманные варианты: 

1. Попросить папу напомнить, что нужно взять тетрадь. 

Читать дальше

 Ошибка на старте - "ВСПОМНИТЬ ВСЁ"

Одно из самых важных умений, которые могут дать родители своим детям дошкольного возраста, то, что изменит их жизнь - "ЧУВСТВО ЧИСЛА".Это "чувство" лежит в фундаменте адекватности, из него вырастает абстрактное мышление. 

Бессмысленно поощрять ребёнка дошкольного возраста за то, что он запомнил изображения примеров и, время от времени, может их повторить.Верно решать их, умело перебирать пальцами счетные предметы, видеть и "чувствовать" числа, впустить в жизнь регулярность занятий - вот что достойно похвалы. 

Обратите внимание: 

1. НЕТ вычислениям в уме, если ребёнок делает ошибки в счете. Быстро, в уме, и неправильно может посчитать любой. ЛЮБОЙ. Развивающего эффекта в этом нет. 

2. НЕТ запоминаниям изображений примеров. Назначение мозга - выживать, а не держать в себе изображение кучи примеров. Шерлок Холмс не держал в уме даже устройство Солнечной системы. 

3. ДА проживанию чисел, соединению образов с абстракциями через мелкую моторику. 


Выстраиванием "чувства числа" у нас занимается младшая группа. 

В то время как старшую группу обманывают органы чувств, системы показывают фигу синтезу, а деньги расходуются на благотворительность. 

Читать дальше

Ошибки на старте: нет мысленной числовой прямой

В учебнике Л.Г. Петерсон для 2-го класса (I часть, стр.17), есть задача № 11 под звёздочкой: 

Какой знак надо поставить вместо звёздочки, чтобы получилось верное равенство? 

0 * а = а 

1) Речь идёт о восьмилетних детях в начале 2-го учебного года. Они знают о натуральных числах (1, 2, 3, 4, ...) и владеют двумя арифметическими операциями (сложение и вычитание). 

2) В задании делаются первые шаги к фомированию абстрактного мышления, и, первым делом, ребёнку объясняется, что за "a" мы можем принять любое (натуральное) число. 

Предположим, a = 1. Равенство получится: 0 * 1 = 1. Вместо звёздочки модет стоять знак "+" или знак "-"? 

Отступление:

Осенью детям (5+) из математического кружка MathLife.ru был раздан фрагмент тренажера [Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Как научиться быстро считать. М.: АСТ, 2016. - стр.5].

И на этой злосчастной странице были четыре опечатки: 

1 - 2 

2 - 3

1 - 4

0 - 4.

Равнодушных детей не оказалось. Одни из них на следующем занятии сообщили, что тут опечатки, другие говорили: "Этого не может быть!". Родители рассказали, что показывали детям уличный градусник с переходом на минус и рисовали числовую прямую красным и синим. Все, кто делал домашнее задание, обратили внимание на опечатки и обнаружили, что множества натуральных чисел для решения этих задач не достаточно - надо переходить на множество целых чисел. 

Вывод: дошкольники, сталкиваясь с задачей вне их компетенции, зело озадачиваются. Озадачившиеся дошкольники привлекают к решению задачи родителей.

Пример:

А теперь сказка про второклассника, крепкого хорошиста, который в 5+ не озадачился недостаточностью множества натуральных чисел и теперь ему совершенно всё равно - что из чего вычитать

 - Можно поставить любой знак. "+" и "-". [...] Потому что 0 + 1 = 1 и 0 - 1 = 1. [...] Да, это одно и то же.

Ответ на вопрос: Что делать? 

Формировать образ числовой прямой лучше, конечно, в 5+, но можно и в 8+

Этому способствуют, например, такие задачи:

Задача 

Числа A, B, C и D связаны отношениями: A - 3 = B + 8 = C - 5 = D. Какое из чисел является наименьшим? 

Решение: 

Сравним все числа с D: A больше D на 3, C больше D на 5, B меньше D на 8. Значит, B меньше остальных. 

Читать дальше

Популярные продукты по версии "Яндекса" 

В новом сезоне 2017-2018 гг. дам задание для нового исследования. Для него пригодятся следующие статистические данные:

«Яндекс» проанализировал статистику поисковых запросов пользователей сети интернет, связанных с приготовлением пищи. Исследование компании позволило выявить самые популярные у россиян продукты. 

Чаще всего «Яндекс» получает запросы о рецептах со словами «курица» или «куриный» — более чем 765 тыс. запросов каждую неделю. Больше всего пользователи ищут рецепты куриного салата и курицы в духовке. На втором месте — картошка, а на третьем — мясо. Причем россияне в заключающем тройку продукте интересуются видами его приготовления: «мясо по-французски», «в духовке» и «солянка».В двадцатку самых популярных продуктов также вошли капуста, творог, молоко, ​рыба и яйца. На последнем месте — печень. Среди самых популярных блюд — салат (чаще всего выбирают «Цезарь»), торт (из печенья и «Наполеон»), и суп (грибной и с фрикадельками). Также в списке популярных блюд есть пирог (самый популярный — яблочный), соус, блины и печенье. Самый популярный соус россиян — майонез. 

Читать дальше

Темы для сочинений. Что должны знать о сочинениях родители. 

Скан мой. Сочинение ученика 4-го класса.

Темы, на которые детям приходится писать сочинения - минирование детского будущего. Вместо того, чтобы учить детей выделять главное и выявлять конкретные стратегии, детей учат делать абстрактные описания, которых они толком не понимают.


Предыстория: 

- Какая главная мысль "Цветика-семицветика"? Честные ребёнкины глаза и ответ: "Надо делать добрые дела".

- А какие именно "добрые дела" надо делать? Очень честные ребёнкины глаза и очень честный ответ: "Ну... добрые".


1. Не рекомендую задавать детям описательные сочинения на абстрактные отвлеченные темы "о несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви". 

Более того, любой разговор со взрослыми, в котором взрослые используют для оценки неясные, даже для себя, абстракции, вреден для детей. Любые абстракции, которые выходят за рамки представлений ребёнка, не развивают у ребёнка писательский стиль. Напротив! Дети привыкают (!) использовать в мыслях, разговорах, оценках и сочинениях наборы слов, которых они не прожили и не понимают. Дети формируют привычку ума (!) давать оценки, которых толком не понимают - не понимают, о чем говорят.

Рекомендую задавать сочинения по историческим и/или деятельным темам:  

1. Совершил то-то (что было сделано для успеха/победы) 

2. Оценка с высоты лет (ясные выводы) 

3. Рекомендация ныне живущим (конкретные советы)

Повторение материала (что было сделано для успеха/победы) - ясные выводы - определенные рекомендации.

Рекомендация, сделанная ребенком, типа "надо всем делать добрые дела" - ни о чем. Благодарим за рекомендацию, Вы съели наше время. А то мы до этого не знали, что дела добрые привествуются, а не добрые - не приветствуются. А делать-то что конкретно? 

Читать дальше

По Санкт-Петербургу ходят люди... Будни преподавателя математики :)

Н.М.Трушель, учитель дхармы по школе дзэн Ква Ум, в далеком 2005 г. рассказывал мне, что главное - задать вопрос, а ответы "придут", если слушать окружающих людей (радио, телевизор, книги, т.п.).

Мои вопросы, наконец, достигли стадии, когда ответы приходят немедленно :)) И дают широкую область для интерпретаций.

1. Парк Строителей. 09.06.2017 г.

Разговариваем с Коллегой о программировании для детей, о программах кружков робототехники, о том, что программу надо писать по логике языков. 

Через десяток шагов сидящий на лавочке пьяный мужчина поднимает голову и бормочет: "Никто не делает. Кто будет делать?"

2. Щербаков переулок. 10.06.2017 г.

Разговариваем с Коллегой о дискуссии в соцсетях, посвященной менталитету.

Нас догоняет, разговаривающий сам с собой и пританцовывающий, мужчина: "Туда не пойду - там одни дураки... Красное не должно быть лицо, красное должно быть сердце..."

Читать дальше
Загрузить еще