На меня часто кричат мальчики... 

На меня часто кричат мальчики. Они напрягаются и начинают орать, предполагая, что я внезапно оглохла и желая до меня, оглохшей, донести свою печаль.Обычно крик начинается после того, как ребенок нарушает правила. А далее происходит то, к чему ребенок не бывает готов: после нарушения правил следует обратная связь. 

Никому не нравится обратная связь. 😒 

Мир добр к маленьким детям: они учатся, часто делают ошибки, к этому взрослые относятся с пониманием.Что НЕ делают взрослые - НЕ учат детей ранжировать важность выполнения правил в разных жизненных контекстах. Одно дело, если самому дома не одеваться - помогут (не в пижаме же вести на улицу). Другое - специально (сознательно) нарушать правила в рамках поставленной задачи во время занятия:+ рядом работают дети, которые эти правила услышали и им следуют;+ наедине с преподавателем, в ситуации, когда ценность обмана не важна. 

Вдруг оказывается, что мир не вымощен батистовыми платочками, что случается самое страшное, то, чего ребенок и представить себе не мог: его работу, с его принципиальной позицией нарушения правил, в ответ на нарушение правил, не проверяют. 

Что кричат дети? Они кричат: Проверьте мою работу! Это не я. Так не честно. Вы же не видели (Вам показалось)! (ха-ха) Я только чуть-чуть. Я этого не делал! Ну почему? Я вообще не буду заниматься!... и всё такое. 

Группа, присутствующая при нелегком выборе "нарушать или выполнять" и слышавшая предупредительные слова, с сочувствием следит за дальнейшей истерикой бунтаря, требующего независимой индивидуальной справедливости. 

Читать дальше

Курс "Математика в лужах" 

17 марта 2018 года для участников клуба ЛИСА стартовал курс (в поддержку математическим занятиям) по обнаружению и качественному запечатлению объектов окружающего мира, т.е. фотографированию луж и разбору оттенков серого цвета.

Курс для участников кружка бесплатный, но предполагает рабочий график с домашними заданиями. 

Читать дальше

Как вводят понятие "бизнес" на уроках обществознания в 7 классе 

Началась эта история с домашнего задания Игоря Леонардовича Викентьева (http://vikent.ru/) вычитать (т.е. задать вопросы, привести примеры и т.п.) Гугл-облако, посвященное формированию у школьников и студентов навыков исследовательской деятельности.

Тема интереснейшая, Игорь Леонардович говорил о том, что с 7-го класса вполне возможно ставить навыки исследовательской деятельности.

Благодаря семикласснику, который рассказал об одном уроке обществознания, я узнала о 

1) школьном проекте; 

2) реализации проекта школьниками; 

3) посмотрела учебник обществознания  - Обществознание. 7 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.

Но обо всём по порядку.

На школьных уроках дети делают "проекты". Настал такой момент и для урока обществознания. Детям было дано задание продумать собственный бизнес. Для этого ученики сами поделились на группы по четыре человека в каждой.

Кто-то из участников группы, в рамках поставленной задачи, придумывает бизнес, с которым все остальные конформисты соглашаются: торговля оружием. Остаток урока один из шиолкьников на листе А3 рисует автомат и... всё. Урок закончен. "Проект" должен быть продолжен на следующем уроке.

Теперь самое время открыть учебник обществоведения 2017 года (новенький) и почитать - что же, потенциально, хотели от детей? 

Что не так поняли дети, весь урок занимаясь ерундой?

Читать дальше

Контраст: черно-белый

"Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу." 
 Иоханнес Иттен. Искусство цвета. 

Читать дальше

Новые группы - январь 2018 г. 

Новые группы января 2018г. 

Центр "Искусство Мыслить Активно" ул. Подвойского 13/2. 

✔ 5 лет 
Воскресенье, 14.00 - 15.00 

✔ 6 лет 
Суббота, 17.00 - 18.00

📈 Гиперболические планы на ближайшее полугодие: 

🍭Чувство числа. 

Хотим накрепко связать абстрактные числа и осязаемые количества.  

Читать дальше

Математика во 2-м классе: почему ребенок скатился на тройки? 

Математика во втором классе, как правило, идёт по двум программам: никуда не торопящаяся "Школа России" и быстро бегущая "Перспектива". Если в одной программе таблицу умножения начинают учить к весне, то во второй таблицу умножения полностью ребенок должен знать уже к декабрю.

В ноябре родители второклассников имеют возможность оценить успехи ребенка в математике. Одни дети за урок решают три варианта контрольной, а другие решают задачи методом "пальцем в небо". Не ясно, почему такая разница? Ведь в первом классе всё было хорошо...

Одни родители печали не знают, а другие начинают понимать, что что-то не так, поглядывать по сторонам и искать репетитора.

Что происходит?

Как дома не строятся со второго этажа, так и понимание математики не строится со второго класса. Во втором классе программа опирается на знания первого класса. У одних детей эти знания крепкие, у других - шаткие. К моменту, когда дети начинают учить таблицу умножения, оказывается, что она имеет фундамент сложения. Таблица умножения во втором классе является лакмусовой бумажкой, которая указывает пробелы в понимании ребенка. 

Как правило, оказывается, что ребенок а) не понимает, что числа связаны с количеством и б) не умеет (не научен считать) без ошибок.

Повторяю (уже об этом писала): Никакой доблести в том, чтобы посчитать быстро с ошибкой нет. Так может ЛЮБОЙ из землян. ЛЮБОЙ. БЫСТРО С ОШИБКОЙ. В математике за это снимается балл.

Дети, которые начинают проседать по математике во втором классе, не видят в этом никакого ужаса: подумаешь, сплошные абстракции, подумаешь, с ошибкой. Ну какая, в самом деле, разница: 3 х 7 = 22 или 21? Можно даже проверить (если заставят пересчитать): 3 х 6 = 18 и потом + 3 = 22. Всё ясно: 3 х 7 = 22.

Читать дальше

Пять способов выполнить домашнее задание (история о второкласснике)

Домашние задания, непривычные с детства, нервируют детей. От отрицательных чувств дети избавляются проверенным временем способом: активацией псих.защит.

Мы не виделись неделю и начали занятие как обычно - я спросила о домашнем задании. 

"Я не сделал, - уверенно сообщил он. - Потому что мы только прилетели, а с собой тетрадку не взяли. Хотя я сказал папе "Возьми тетрадку!", а он не взял". 

И тогда мы директивно решили писать сочинение о том, как нужно было действовать для того, чтобы тетрадь не забыть. 

Нужно было придумать 8, нет... 5 способов действий для того, чтобы положить тетрадь в чемодан. 

Вот самостоятельно (без моей помощи) придуманные варианты: 

1. Попросить папу напомнить, что нужно взять тетрадь. 

Читать дальше

 Ошибка на старте - "ВСПОМНИТЬ ВСЁ"

Одно из самых важных умений, которые могут дать родители своим детям дошкольного возраста, то, что изменит их жизнь - "ЧУВСТВО ЧИСЛА".Это "чувство" лежит в фундаменте адекватности, из него вырастает абстрактное мышление. 

Бессмысленно поощрять ребёнка дошкольного возраста за то, что он запомнил изображения примеров и, время от времени, может их повторить.Верно решать их, умело перебирать пальцами счетные предметы, видеть и "чувствовать" числа, впустить в жизнь регулярность занятий - вот что достойно похвалы. 

Обратите внимание: 

1. НЕТ вычислениям в уме, если ребёнок делает ошибки в счете. Быстро, в уме, и неправильно может посчитать любой. ЛЮБОЙ. Развивающего эффекта в этом нет. 

2. НЕТ запоминаниям изображений примеров. Назначение мозга - выживать, а не держать в себе изображение кучи примеров. Шерлок Холмс не держал в уме даже устройство Солнечной системы. 

3. ДА проживанию чисел, соединению образов с абстракциями через мелкую моторику. 


Выстраиванием "чувства числа" у нас занимается младшая группа. 

В то время как старшую группу обманывают органы чувств, системы показывают фигу синтезу, а деньги расходуются на благотворительность. 

Читать дальше

Ошибки на старте: нет мысленной числовой прямой

В учебнике Л.Г. Петерсон для 2-го класса (I часть, стр.17), есть задача № 11 под звёздочкой: 

Какой знак надо поставить вместо звёздочки, чтобы получилось верное равенство? 

0 * а = а 

1) Речь идёт о восьмилетних детях в начале 2-го учебного года. Они знают о натуральных числах (1, 2, 3, 4, ...) и владеют двумя арифметическими операциями (сложение и вычитание). 

2) В задании делаются первые шаги к фомированию абстрактного мышления, и, первым делом, ребёнку объясняется, что за "a" мы можем принять любое (натуральное) число. 

Предположим, a = 1. Равенство получится: 0 * 1 = 1. Вместо звёздочки модет стоять знак "+" или знак "-"? 

Отступление:

Осенью детям (5+) из математического кружка MathLife.ru был раздан фрагмент тренажера [Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Как научиться быстро считать. М.: АСТ, 2016. - стр.5].

И на этой злосчастной странице были четыре опечатки: 

1 - 2 

2 - 3

1 - 4

0 - 4.

Равнодушных детей не оказалось. Одни из них на следующем занятии сообщили, что тут опечатки, другие говорили: "Этого не может быть!". Родители рассказали, что показывали детям уличный градусник с переходом на минус и рисовали числовую прямую красным и синим. Все, кто делал домашнее задание, обратили внимание на опечатки и обнаружили, что множества натуральных чисел для решения этих задач не достаточно - надо переходить на множество целых чисел. 

Вывод: дошкольники, сталкиваясь с задачей вне их компетенции, зело озадачиваются. Озадачившиеся дошкольники привлекают к решению задачи родителей.

Пример:

А теперь сказка про второклассника, крепкого хорошиста, который в 5+ не озадачился недостаточностью множества натуральных чисел и теперь ему совершенно всё равно - что из чего вычитать

 - Можно поставить любой знак. "+" и "-". [...] Потому что 0 + 1 = 1 и 0 - 1 = 1. [...] Да, это одно и то же.

Ответ на вопрос: Что делать? 

Формировать образ числовой прямой лучше, конечно, в 5+, но можно и в 8+

Этому способствуют, например, такие задачи:

Задача 

Числа A, B, C и D связаны отношениями: A - 3 = B + 8 = C - 5 = D. Какое из чисел является наименьшим? 

Решение: 

Сравним все числа с D: A больше D на 3, C больше D на 5, B меньше D на 8. Значит, B меньше остальных. 

Читать дальше

Популярные продукты по версии "Яндекса" 

В новом сезоне 2017-2018 гг. дам задание для нового исследования. Для него пригодятся следующие статистические данные:

«Яндекс» проанализировал статистику поисковых запросов пользователей сети интернет, связанных с приготовлением пищи. Исследование компании позволило выявить самые популярные у россиян продукты. 

Чаще всего «Яндекс» получает запросы о рецептах со словами «курица» или «куриный» — более чем 765 тыс. запросов каждую неделю. Больше всего пользователи ищут рецепты куриного салата и курицы в духовке. На втором месте — картошка, а на третьем — мясо. Причем россияне в заключающем тройку продукте интересуются видами его приготовления: «мясо по-французски», «в духовке» и «солянка».В двадцатку самых популярных продуктов также вошли капуста, творог, молоко, ​рыба и яйца. На последнем месте — печень. Среди самых популярных блюд — салат (чаще всего выбирают «Цезарь»), торт (из печенья и «Наполеон»), и суп (грибной и с фрикадельками). Также в списке популярных блюд есть пирог (самый популярный — яблочный), соус, блины и печенье. Самый популярный соус россиян — майонез. 

Читать дальше
Загрузить еще