"Таланты и способности ребёнка. Как понять? На что смотреть?"

При поиске предназначения

✔ Можно ориентироваться лишь на определенного рода глубинное внутреннее ощущение, которое невозможно ни описать словами, ни ощутить в каких-то конкретных практиках. 

✔ Выход на это ощущение очень сложен, он идет через работу с собой, с фильтрами, которые ставил личность для видения нами мира, подсознательными психологическими защитами, оценочным мышлением, механическим реагированием и др. 

О ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ МОЖНО СУДИТЬ ТОЛЬКО ПО КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ 

На вебинаре мы выделим несколько пунктов. Каждый из этих пунктов сам по себе ничего не значит, но наличие их вместе (хотя бы нескольких), может показать верное направление. Конкретная реализация этого направления будет сугубо индивидуальна для каждого человека.

Вебинар "Предназначение"

Обработка видео...

Как предназначение определяется философами? 

Если говорить о метафизическо-природной области, то предназначение в ней философами определяется неземными/духовными критериями.
С философской точки зрения предназначение не уникально, а всегда одно и то же - это соприкосновение с божественным. 

Например,
1. Хайдеггер ставил проблему смысла жизни в её экзистенциальном измерении, в различии истины бытия и сущего.
2. "Человек должен определять себя прежде всего в отношении к бытию, его превышающему, в отношении к Богу. Лишь в обращении к Богу он находит свой образ, возвышающий его над окружающим природным миром. И тогда только находит он в себе силу быть творцом в мире" [Н.А.Бердяев "Проблема человека"]. 

Последний вебинар декабря 2015 года содержал информацию по следующим вопросам: 

1. Что такое предназначение?

2. Как воспринимать предназначение, как определить - есть ли способности?

3. Книги, написанные о предназначении.

4. Как определить способности, вспомнив свои детские мечты?

5. Ожидания и запреты родителей как тормоз на пути развития ребёнка.

6. Как помочь раскрыть предназначение ребенку, если Вы не знаете, что это такое?

7. Что мешает родителям увидеть и проявить способности ребёнка?

8. На что обращать внимание, выявляя способности ребёнка?

9. Почему много детей с высоким потенциалом не достигают успеха?

10. .....И многое другое.

Отзывы о прошедших вебинарах:

 

Спасибо! Очень понравился вебинар
Хорошая подача материала и тема актуальная - сестра вот поблагодарила за ссылку (у нее маленький ребенок и она очень активно всем таким сейчас интересуется )
А у меня как раз в последнее время произошел какой-то возврат к своим детским занятиям, которые когда-то были брошены из-за "бесперспективности" и "нецелесообразности"
Кажется, что вроде бы ерунда и все понятное, но на самом деле это важная штука - увидеть, где ты срулил в сторону от того, что доставляло радость и удовольствие, и давало тебе ощущение смысла. 
 

 

Спасибо за интересный вебинар! Хотелось бы организовать что-то в этом ключе для нашей школы. 

 

Присутствовала на вебинаре. Очень понравилось! Спасибо огромное! Очень жду презентацию техник и запишите меня на Ваш Мастер-класс!! Очень хочется проработать максимально!

 

Тест Векслера (детский вариант)

Субтест 1. Осведомлённость
Субтест 2. Понятливость
Субтест 3. Арифметический
Субтест 4. Сходство
Субтест 5. Словарный
Субтест 6. Повторение цифр
Субтест 7. Недостающие детали
Субтест 8. Последовательные картинки
Субтест 9. Кубики Косса
Субтест 10. Складывание фигур
Субтест 11. Шифровка
Субтест 12. Лабиринты

Подробнее: http://psylab.info/Тест_Векслера/Детский_вариант

"Определение предназначения"

Н.В.Братчикова 

статья опубликована на сайте b17.ru

 

«Предназначение - то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью-нибудь долю, судьба» Толковый словарь Ожегова

Можно только посмеяться - как определено "предназначение" в словаре. Сразу возникают вопросы по этому определению: что такое и как нам понять слова «предопределено», «судьба»? Если уточнить эти слова, заглянув в словарь, то можно определить предназначение как заранее определенную роль; участь; ход жизненных событий, не зависящих от воли человека. 

И если по этому определению кажется, что «предназначение» определено до рождения человека, то, благодаря психологии, «предназначение» понимается шире – это то, на что способен человек в своей жизни. 

Предназначение включает в себя такие термины как предрасположенность, талант, способности, которые являются конкретными формами предназначения человека.   

Так что же такое предназначение в глобальном и широком смысле? 

Я хочу если не дать точное определение "предназначению", нежели предлагают нам словари, оперируя такими неопределяемыми словами как «судьба» или «доля», то хотя бы описать предназначение, научиться выделять его, по определению, из прочих слов. Это необходимо для того, чтобы перестать воображать под этим термином что-то своё. Иначе ответ на вопрос о воображаемом предназначении будет тоже воображаемым. Кроме того, в правильно заданном вопросе уже содержится ответ, а значит работа с вопросом очень важна ещё до поисков ответа. 

Кто задаёт вопросы о предназначении? Человек. Кто такой человек? 

Мы будем понимать, что человек – это открытая энергетическая система, обменивающаяся информацией и материей в непрерывном режиме, это сложное воплощение некоторой части Реальности. 

Владимир Ильич Поляков, д.т.н., проф., академик РАЕ [1,2,3] развил идеи Владимира Ивановича Вернадского, разработавшего учение о биосфере и ноосфере, что весь материальный мир окружён не материальной, волновой средой. Системное единство и непрерывное взаимодействие материального и нематериального является «жизненной силой» в вечной и бесконечной Вселенной. При этом вместо бессмысленного определения «материально всё» можно чётко разделить: всё, что имеет массу покоя, от элементарных частиц до космических тел, – материально, все виды полей – единая нематериальная окружающая среда для материальных объектов, а безмассовые частицы (нейтрино, кванты излучений) – элементы энергетического взаимодействия двух систем [4]. 

У человека есть:
✔ физическое тело, которое может воспринимать окружающий материальный мир через органы чувств, то есть перцептуально;
✔ способность к рефлексии как способности сознания, которое не материально, сознавать само себя через самосознание (через психику);
✔ нечто такое, что недоступно рефлексии, хотя и относится к психике (подсознание);
✔ так называемая «тонкая часть человеческого воплощения», которая человеку принадлежит, но у человека нет механизмов, позволяющих воспринимать эту часть ни через зрение, ни через слух, ни через осязание, ни через рефлексию (это пространство, которое принадлежит человеку и является частью человека, назовём сущностью). 

Я не разделяю человека на части. Я условно говорю о частях, чтобы более наглядно выделить взаимосвязи. Связь психики и физического тела очевидна: с одной стороны психологические факторы влияют на возникновение и течение соматических заболеваний (психосоматика), с другой стороны состояние физического тела влияет на психику. 

Так же существует взаимодействие психики человека с его с сущностью. Но воспринимать человеку это взаимодействие нечем. По наличию взаимосвязи можно судить лишь по следам и по косвенным признакам. 

Через сущность мы связаны с не материальной частью Реальности, и в этой области лежит «сущностный запрос» человека. 

В такой системе определений предназначение - это отражение соответствия жизни человека его сущностному запросу

Предназначение выражается во всей жизни человека. 

Обычно человек даже не живёт - он функционирует в социуме, выполняя социальный заказ. Выход на жизнь - это расширение функционирования в такую область, которая проходит мимо социума и охватывает три составляющие человека (психику, физическое тело и сущностный запрос). И, хотя кажется, что от человека человека не зависит, однако только от него зависит проявить предназначение в обычной жизни. 

Если нужно привести пример предназначения – нужно рассмотреть всю жизнь человека. Предназначение - это не профессия, не какое-то хобби или какое-то состояние в медитации, предназначение это сама жизнь с её полнотой проживания. Человек понимает, что обрел предназначение, когда сущностный запрос смог выразиться через обычную деятельность человека. Можно сказать, что предназначение - это то, что больше человека, человеку нужно вырасти до своего предназначения, чтобы оно было ему впору. 

По каким следам и косвенным признакам можно судить о предназначении? 

1. Предназначение - это состояние, которое хочется выразить через конкретные дела. Однако это не конкретная профессия и не определенное занятие. Кроме того, название предназначения не выдётся человеку при рождении и, в течение жизни, ничто не приходит и не сообщает его под фанфары и фейерверки. 

2. Предназначение уникально для каждого, но формы его выражения могут быть очень похожие на какие-то из тех, которые окружают человека в обычной жизни. 

3. Предназначение всегда рядом с человеком, и прямо сейчас, в этот самый момент, у него есть все инструменты (физические, интеллектуальные и духовные), чтобы обрести направление предназначения, ведь жизнь всегда хотела это сделать. 

4. Предназначение определяется сущностью человека, которая есть у него с самого рождения. Всей своей жизнью человек подсознательно стремится обрести полноту, стать самим собой, а значит, предназначение всегда стремится проявиться в потоке обычной жизни и во влиянии на окружающее его пространство. 

5. При реализации предназначения не нужно прилагать никаких усилий, как родник в лесу не испытывает никакого напряжения, отдавая воду в окружающее его пространство. Сущностный запрос является частью самого человека, он проявляется естественно, он дает энергию, а не забирает её. 

6. Как побочные эффекты, у человека, нашедшего направление своего предназначения, появляются ощущение наполненности жизнью, желание делать любимое дело, начинают появляться перспективы и творческие планы. 

7. Реализация предназначения постепенно улучшает всю жизнь человека в целом, подобно воде, которая проникает повсюду и не может не исцелять. Начинается всё с улучшений психического самочувствия и здоровья, так как в человеке начинает пробуждаться сама жизнь, которая постепенно устремляется к полной реализации, включая не только психический и физический, но и духовный планы. 

8. Предназначение не теряет актуальность в течение всей жизни человека. Каждый из этих пунктов сам по себе ничего не значит, но наличие их вместе (хотя бы нескольких), может показать верное направление. 

Статья основана на книге Андрея Владимировича Гусева «Человек и нетвердая часть реальности» 

© Братчикова Надежда Владимировна, 2015 

Список использованной литературы:
1. Поляков В.И. Экзамен на «Homo sapiens» (От экологии и макроэкологии… к МИРУ).- Саранск. Изд-во МГУ. 2004 г. 494 с.
2. Поляков В.И. ДУХ МИРА вместо хаоса и вакуума (Физическая структура Вселенной).- Ж. РАЕ «Современные наукоёмкие технологии» №4, 2004. С.17-20.
3. Поляков В.И. Роль информации в мироздании.- Там же. С. 21-24
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К.Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576с. (стр.35-37) 

"Из невидимых излучений нас известны пока немногие. Мы едва начинаем сознавать их разнообразие, понимать отрывочность и неполноту наших представлений об окружающем и проникающем нас в биосфере мире излучений, об их основном, с трудом постижимом уму, привыкшему к иным картинам мироздания, значении в окружающих нас процессах. Излучениями нематериальной среды охвачена не только биосфера, но все доступное, все мыслимое пространство. Кругом нас, в нас самих, всюду и везде, без перерыва, вечно сменяясь, совпадая и сталкиваясь, идут излучения разной длины волны – от волн, длина которых исчисляется десятимиллионными долями миллиметра, до длинных, измеряемыми километрами. Все пространство ими заполнено. Нам трудно, может быть и невозможно, образно представить себе эту среду, космическую среду мира, в которой мы живём и в которой – в одном и том же месте и в одно и то же время – мы различаем и измеряем по мере улучшения наших приемов исследования все новые и новые излучения. Их вечная смена и непрерывное заполнение ими пространства резко отличают лишенную материи космическую среду от идеального пространства геометрии. Это – излучения разного рода. Они выявляют изменение среды и находящихся в ней материальных тел. Одни из них для нас вырисовываются в форме энергии – передачи состояний. Но наряду с ними, в том же космическом пространстве, часто со скоростью того же порядка, идет иное излучение быстро переносящихся отдельных мельчайших частиц, наиболее изученными из которых, помимо материальных, являются электроны, атомы электричества, составные части элементов материи – атомов. Это две стороны одного и того же явления, между ними есть переходы. Передача состояний есть проявление движения совокупностей, будут ли то кванты, электроны, магнетоны, заряды. Движение отдельных их элементов связано с совокупностями; сами они могут оставаться на месте. Но мы должны на каждом шагу считаться во всех наших построениях с теми излучениями передачи состояний, которые являются для нас формами энергии. В зависимости от формы излучений, в частности, например, от длины волны, они будут нас проявляться как свет, теплота, электричество, будут различным образом менять материальную среду, нашу планету и тела, её составляющие. Исходя из излучения длины волн, можно различить огромную область таких излучений. Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством." [4]  

Как найти своё призвание и стать счастливым? 

Н.В.Братчикова

статья опубликована на сайте b17.ru

 

Призвание это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Толковый словарь Ушакова. 

Вспомним, что предназначение - это отражение соответствия жизни человека его сущностному запросу

Если рассматривать пирамиду потребностей, то сущностный запрос - это скрытая потребность, причем искать её нужно именно за последним уровнем пирамиды, который обозначен как Самоактуализация (7 уровень). Маслоу определяет это уровень как реализацию своих способностей и развитие собственной личности и этот последний уровень имеет формы, максимально близкие по сути к предназначению. Формы эстетических и познавательных потребностей (6 и 5 уровни) - более завуалированы, а остальные ещё более далеки от предназначения. 

Image alt

Если представить пирамиду Маслоу как ёлку, то 

- предназначение - это звезда на верхушке. Оно вне пирамиды. И чем дальше вниз, тем меньше форм для его выражения и меньше его концентрация в этих формах.
- сущностный запрос - это свет, падающий на звезду

Уровневая схема: 

0. Механическая деятельность, которая нужна для выполнения социального заказа или для нижних уровней пирамиды Маслоу (бывает, что сопровождается кайфом)
1. Творческая деятельность. Дела, которыми занимаешься с удовольствием, с вдохновением, с творческим подходом.
2. Сама жизнь, которая окружает эти дела. Появляется ощущение наполненности жизнью, желание делать любимое дело, начинают появляться перспективы и творческие планы.
3. Полнота проживания, осознанность. 

Чем отличаются призвание и предназначение? 

Призвание: в социуме определено и относится к деятельности.
Предназначение: не определяется социумом и относится ко всей жизни. 

Как связаны призвание и предназначение? 

1. Предназначение огромно и глобально. Призвание - один из способов выражения предназначения, косвенно относится к предназначению. Можно сказать, что предназначение - это то, что больше человека, человеку нужно вырасти до своего предназначения, чтобы оно было ему впору. Если человек остаётся в своём маленьком мирке, в своём социуме, в том, что ему нравится, что надо, в своих обязанностях, то предназначение для него выглядит как недосягаемое что-то такое где-то там.
Пример: Профессиональная деятельность - не вся жизнь, а её часть. Есть семья, дети, спорт, саморазвитие, обучение, движение к себе и т.д. С одной стороны - Вы гениальный конструктор, с другой стороны - Вы почтенный отец семейства, и семья даёт Вам силы, эмоциональную поддержку для того, чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности. Предназначение - это гармоничное объединение всех аспектов жизни человека. 

2. Призвание может быть направлением к предназначению, может позволить "зацепиться" за предназначение.
Пример: занимаясь профессиональной деятельностью, можно понять - что в этой деятельности привлекает больше всего, позволяет себя наиболее полно реализовать. Вы начинаете ездить на автомобиле, и вдруг выясняется, что Вам интереснее не ездить на автомобиле, а разрабатывать, проектировать, создавать автомобили. И Вы не становитесь профессиональным гонщиком, а идёте работать в конструкторское бюро (и Вам доставляет удовольствие выступать на любительских соревнованиях или быть механиком на гонках). 

3. Призвание можно выразить как деятельность, но, как только человек выходит на предназначение, может оказаться, что то, что казалось призванием, лишь частично захватывает "призвание". После того, как человек вступит на путь предназначения, призвание может открыться ему другой стороной (например, направление деятельности не изменится, но изменятся приоритеты/важность конктерных форм деятельности).
Пример: можно ездить на автомобиле; можно создавать математические модели движения автомобиля; можно строить логистические схемы продаж автомобилей. И всё это будет связано со специальностью - "автомобили и автомобильное хозяйство".Машина, которая быстро определяет призвание 

В 1985 году вышел фильм "Как стать счастливым", в котором был поднят вопрос о профессии, соответствующей природным данным."Наивысшая способность - это пик одарённости, т.е. призвание". 

Полагаю, многим бы родителям помогла снять тревоги за профориентацию детей такая удивительная машина: 

Как стать счастливым (фрагмент 1)

Обработка видео...

Как стать счастливым (фрагмент 2)

Обработка видео...

Интересно, что в сказках рассказывается о нахождении призвания 1) после того, как герой стал искать; 2) через встречу с самим собой.

Хороший пример - эстонская сказка о призвании "Истинное счастье" (сказку можно почитать тут).

Обратите внимание, что и фильм и сказка о призвании оперируют словом "счастье".
Т.е. литературный образ нахождения призвания = обретение счастья.
В этом есть смысл, ибо призвание удовлетворяет все уровни пирамиды Маслоу. Если через призвание человек реализует профессиональную деятельность => о востребован социумом => социум обеспечивает удовлетворение всех уровней пирамиды потребностей.Без реализации в социуме невозможно выйти на предназначение.

Что помогает найти призвание?

Люди обычно не знают, где их путь, но точно определяют, какой путь - не их.

1. Для того, чтобы осознать, что предазначение не "моё", нужно это как-то увидеть. Это самый первый шаг. Поэтому в течение всей жизни необходимо прикладывать волевые усилия к развитию внимательности.И только после того, как человек смог увидеть, что призвание не "его" - можно искать "своё". Опять не то? Ещё искать. Чем более человек умеет концентрировать внимание, прилагать волевые усилия к тому, чтобы быть внимательным, тем быстрее он найдёт "своё призвание".
Внимание следует направлять на информацию современной жизни, которой переполнено пространство и исследование себя в реалиях восприятия этой информации.

2. Люди, которые хотят, чтобы Вы следовали предначертанными ими призваниями, выбирали профессию, ими рекомендованную. Добрые люди, желающие взять Вас в свою дорогу, направить по своему пути (и увести от Вашего).
Ощущаете своё сопротивление? Отличное наблюдение! Это тот самый маркер, та самая частичка внимательности, которая приведёт Вас к "своему призванию". 

Как найти призвание?

1. Прочитать учебник по бизнес-планированию 😊

2. Пройти тесты на профориентацию.

3. Действовать и искать своё призвание.

3.1. Чем в большем количестве областей профессиональной деятельности человек себя попробует, тем точнее определит своё призвание.

3.2. Тренировать внимательность и прикладывать волевые усилия к сосредоточению внимания, направленного на себя, на поиск "своего" призвания. 

© Братчикова Надежда Владимировна, 2015  

Призвание по Кену Робинсону 

"Проделайте, скажем, такой эксперимент. Принесите домой какое-нибудь новое электронное устройство и попросите домочадцев выяснить, как им пользоваться. Ваш супруг, вполне вероятно, тут же откроет инструкцию по эксплуатации; один из ваших детей выйдет в интернет и найдет на YouTube видео об устройстве, а другой, возможно, просто примется вертеть ручки, давить на кнопки и, меняя настройки, наблюдать за последствиями своих действий. Все они подойдут к изучению новинки по-разному, потому что каждый представляет собой уникальную личность. А раз так, их обучение одинаковыми способами наверняка будет неэффективным, и это еще мягко сказано.Для того чтобы найти призвание, недостаточно просто выявить свои таланты. У некоторых людей отлично получается то, что их совершенно не интересует, а призвание предполагает, что ты действительно очень любишь то, чем занимаешься. Так что тут не обойтись без истинной страсти."

«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016 

"Там, где пересекаются ваш талант и нужды мира, лежит ваше призвание и скрывается ваш успех."

Аристотель 

Эстонская сказка о ПРИЗВАНИИ - "Истинное счастье" 

Жили когда-то по соседству два мужика. У обоих были одинаковые хутора, но один мужик был богатый, а другой бедный. Богатый успевал сделать работу вовремя, все в его руках спорилось; бедный же начинал трудиться до восхода солнца и заканчивал поздно вечером, однако все у него шло вкривь и вкось. То, что он успевал сделать вечером вперед своего соседа, тот делал на следующий день и без труда опережал бедняка. Закрома у соседа всегда были полны зерна, а бедняку приходилось еще и в лавке докупать. 

Как-то вечером бедняк подумал: "Попробую-ка я и ночью поработать, может, и догоню соседа". 

Снова впряг он быков в плуг и снова отправился пахать поле. Дошел со своей бороздой до соседского поля и заметил, что и там кто-то пашет. 

"Ишь ты, - подумал мужик, - и сосед ночью в поле. Отсюда и все богатство". 

Он остановил быков и пошел поглядеть на соседа. Глядит - не сосед это вовсе, а седой старичок пашет на двух серых быках. 

- Ты кто? - спросил мужик слегка испугавшись. - Добрый дух или злой? 

- Ни тот и ни другой, - отвечал седой старичок, - я счастье соседа. 

- Странно, - опечалился мужик, - у соседа на поле работает его счастье, а у меня счастья нет. 

- Ты своего счастья не знаешь, - наставительно произнес незнакомец. - Пойди завтра вечером к загону и сядь под большой березой, там увидишь свое истинное счастье. 

На следующий вечер пошел бедный сосед к загону, сел под большой березой и стал ждать свое счастье. Где-то в полночь увидел он на верхушке березы седого старичка, вокруг которого вились комары. Седой старичок что-то отмерял, взвешивал и отдавал им. 

Бедняк до тех пор следил за незнакомцем, пока тот не исчез с верхушки березы. Затем пошел к дому, не зная, что и думать. В конце концов понял: у соседа счастье в работе на поле, а его счастье в торговле - иначе чего ради стал бы старичок отмерять и взвешивать. 

Мужик тотчас же сбыл хутор с рук и купил лавку. И как тут все хорошо пошло! Мужик и думать не думал, что будет так умело торговать. Богатство росло на глазах, не надо было вставать до зари и работать после захода солнца. Все он успевал сделать за день. 

А произошло это потому, что мужик нашел свое истинное счастье. Он оставался умелым торговцем до самой смерти и в его роду выросло еще немало поколений хороших и зажиточных торговцев.