Руководитель математического клуба ЛИСА
ЛИСА (∀ Истина Содержит Абстракции) 

Н.В. Братчикова в социальных сетях:

Образование: 
✓ Физ-мат.шк. № 344 ✓ Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И.Герцена, факультет математики и информатики, квалификация учитель математики  ✓ Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет психологии, квалификация - ведение профессиональной деятельности в сфере психологического консультирования
Ключевые компетенции: 
с 1998 года: педагогика математического развития детей;
с 2010 года: построение схемы предназначения;
с 2015 года: 1С:Франчайзи;
с 2015 года: постоянный участник проекта VIKENT.RU (Докладчик 39-й, 40-й, 42-й, 44-й Конференций «Стратегии Творчества»); 
с 2015 года: создание математического клуба «ЛИСА»;
с 2016 года: консультант по сопровождению детей на семейном обучении
с 2019 года: автор издательства Livrezon.ru (методика «Фотографии в лужах»)
Мама двоих детей
Автор книг (издательство LIVREZON.RU):
Тел. (812) 954-55-44 
E-mail: info(at)mathlife.ru

🦊 Online-проекты математического клуба ЛИСА

 ✔ «Фотографии в лужах». Два потока. Инстаграм: https://www.instagram.com/geometry.of.the.future/

 ✔ «Денег чудный блеск»

 ✔ «Читаем с детьми» 

«ТУР Гениев»

Проекты идут, присоединиться к ним пока невозможно.
О новых проектах будет объявлено дополнительно. Оперативные новости ВК: https://vk.com/math_life

🦊 ДНЕВНИК ПЕДАГОГА (в издательстве Ливрезон)

1: О новых учениках и о речевых шаблонах https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-1-o-novyh-uchenikah-i-rechevyh-shablonah
2: О забытом Д/З и влиянии на взрослых https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-2-o-zabytom-d-z-i-vliyanii-na-vzroslyh
3: О работе над собой и профессиональных принципах https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-3-o-rabote-nad-soboi-i-professionalnyh-principah
4: О сложностях онлайн-занятий с группой детей https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-4-o-slojnostyah-onlain-zanyatii-s-gruppoi-detei
5: О лёгкости проведения онлайн-занятий с группой детей https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-5-o-legkosti-provedeniya-onlain-zanyatii-s-gruppoi-detei
6: О Каштанке и счастье человеческом https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-6-o-kashtanke-i-schaste-chelovecheskom
7: ВОСЕМЬ второклассных способов НЕ решать задачу https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-7-vosem-vtoroklassnyh-sposobov-ne-reshat-zadachu
8: О двух стратегиях родителей и о том, как детям тяжело работать, но и не работать — тоже морально сложно https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-8-o-tom-kak-detyam-tyajelo-rabotat-no-i-ne-rabotat-toje-moralno-slojno
9: Об искусстве писать абстрактные отзывы https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-9-ob-iskusstve-pisat-abstraktnye-otzyvy
10: Об искусстве разговаривать с родителями https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-10-ob-iskusstve-razgovarivat-s-roditelyami
13: О трёх важных вопросах для родителей https://livrezon.com/publication/dnevnik-pedagoga-zapis-13-o-treh-vajnyh-voprosah-dlya-roditelei
21: О том, как дети сочиняют страшилки https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-21-o-strashilkah
Взрослых страшилками уже не испугать, их полно и в реальной жизни. А можно или нет читать страшилки детям? — этот вопрос вызывает большое количество споров. Но что такое «страшилка»? С первыми ужастиками ребенок сталкивается еще в детском саду: Кощей, Баба-Яга и Змей Горыныч — все эти герои ну очень страшные! Но, в то же время, сказка помогает ребенку преодолевать страхи. Страшилки — тоже. Некоторые литературоведы считают, что страшные истории, благодаря своей композиции, обладают воспитательной функцией. Герой получает предупреждение — Герой нарушает правило — Герой оказывается наказан. Что это, как не поучение?
На одном из занятий математического клуба ЛИСА мы с детьми открыли книгу японского исследователя Масару Эмомото — «Послание воды». Книга, наполненная фотографиями, наглядно иллюстрирует гипотезу о том, что вода обладает способностью «воспринимать информацию» от окружающей среды. Мол, говори воде, что она хорошая, — и она станет вкуснее. Что делает педагог? Проверяет гипотезу вместе с детьми! В новой записи вы найдете подробное описание эксперимента участников клуба ЛИСА, ход мысли ребенка: от постановки гипотезы до конечного результата!
В математическом клубе ЛИСА дети сталкиваются с множеством абстрактных понятий (точка, квадрат и т. д.), говорят словами и часто не понимают друг друга. Бывает и так, что дети немного понимают, о чем речь, и даже могут это нарисовать, — но точно объяснить понятие не могут. Как научить детей давать правильные определения? Существуют принципы и правила составления определений. О них мы и поговорим.
В заметке 22 описан детский эксперимет: дети хвалили и ругали рис в закрытых банках. Настало время проверить: поняли ли дети, как строятся эксперименты?
Весной родители начинают активно присматривать детям кружки на осень. Родителей интересуют условия занятий, день недели, в который будут занятия, частотность занятий и пр. В заметке рассказываю: 1. Что заставляет родителей искать математический кружок? 2. Какие приёмы заложены в методике преподавания математики для пятилетних детей? 3. В чем состоит математическое творчество?
Дети ходят в математический кружок, решают множество задач вне школьной математики, читают дополнительные книги, фотографируют, копят деньги в нашем денежном проекте. А зачем? Кому всё это нужно?
27: Чек-лист. Как гарантированно не понимать математику? https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-27-chek-list-kak-garantirovanno-ne-ponimat-matematiku
Мы вместе с детьми задумались: что нужно сделать, чтобы со стопроцентной гарантией НЕ ПОНЯТЬ математику? Ответ был найден. И не один! У Григория Остера есть цикл стихов под названием «Вредные советы». Дети составили свои вредные советы. Пользуйтесь ими, и вы точно не будете понимать математику!
28: "ТУР Гениев". Об увлеченных профессионалах и любознательных детях https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-28-ob-uvlechennyh-professionalah-i-luboznatelnyh-detyah
Первый профессионал, бесстрашно встретивший детей, — проектировщик Сергей Дмитриевич Вдовкин. Мы провели в офисе проектировщика два часа. Что узнали дети?
29: "ТУР Гениев". О впечатлениях детей после встречи с проектировщиком https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-29-o-vpechatleniyah-detei-posle-vstrechi-s-proektirovshchikom
В заметке-28 я рассказала о том, как прошла встреча с профессионалом. Посмотрим мини-эссе детей о том, что им на встрече понравилось, что удивило больше всего и почему так важно задавать правильные вопросы!
30: О результатах проекта «Фотографии в лужах» — 2021 https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-30-o-rezultatah-proekta-fotografii-v-lujah-2021
В математическом клубе ЛИСА с 2017 года идет проект «Фотографии в лужах». Дети выполняют еженедельные домашние задания, постоянно сами оценивают результаты участников проекта и принимают оценки своих работ. Каждый год, в конце мая, участники клуба сдают зачет в Петропавловской крепости. У них есть список приемов, которые они изучили за прошедший год. Подсматривая в него, они делают множество фотографий. А потом приезжают домой и пишут эссе о прошедшем дне. В 2021 году в зачете участвовали 11 детей. Оценивали работы редакторы издательства LIVREZON.
31-1: «ТУР Гениев». О встрече с создателями настольных игр. Отзывы детей: https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-31-o-vstreche-s-sozdatelyami-nastolnyh-igr
Playloft GaGa — новая точка на карте участников математического клубаЛИСА. Встречают их: Елена Экку — директор по развитию издательства настольных игр GaGaGames, и Надежда Пенкрат — автор настольных игр. Какие вопросы приготовили дети? Что впечатлило их больше всего? И причем тут Pac-Man и R2-D2? Переходите по ссылке!
31-2: «ТУР Гениев». О встрече с создателями настольных игр. Отзывы Елены Экку и Надежды Пенкрат: https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-intervu-s-sozdatelyami-i-izdatelyami-nastolnyh-igr
Три вопроса: • Почему Вы согласились встретиться с детьми? • Что Вам понравилось, приятно удивило? • Что на встрече можно было бы сделать лучше?
32: Проект «ТУР Гениев». Путешествие в керамическую мастерскую: https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-32-o-vstreche-s-sozdatelem-keramicheskih-izdelii
Керамическая студия «Дудник» — новая точка на карте участников математического клуба ЛИСА. Какие вопросы подготовили дети? Что нужно сделать, чтобы изготовить одно изделие? И как нужно правильно загадывать желания?
33: Проект «ТУР Гениев». Прогулка с проектировщиком: https://livrezon.com/publication/nadejda-bratchikova-dnevnik-pedagoga-zapis-33-o-progulke-s-proektirovshchikom
Участники математического клуба ЛИСА уже встречались с Сергеем Вдовкиным, когда приходили в офис проектной компании, в которой он работает. Теперь человек в каске и неоновом жилете стоит в самом центре Санкт-Петербурга и рассказывает детям устройство окружающих зданий.

🦊 Видео Докладов с 45 и 46 Конференции «Стратегии творчества», 2020 год

Доклад-45: «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРАВНЕНИЯМ»: https://www.youtube.com/watch?v=VBw9wi7AuEc
Доклад-46: «РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КРИВЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ НАДО ЗНАТЬ!» https://www.youtube.com/watch?v=82UdyvzYwos

🦊 Online-проекты математического клуба ЛИСА, 2020 год

 ✔ «Фотографии в лужах». Два потока. Инстаграм: https://www.instagram.com/geometry.of.the.future/
 ✔ «Читаем с детьми»
1) ЛИСА в XXII веке (А. и Б. Стругацкие) 
2) ЛИСА в Зазеркалье (Л. Кэрролл) 
3) Рассказы Чехова 
4) ЛИСА в Санкт-Петербурге (М. Твен)

Родителям могут понадобиться индивидуальные skype-консультации в трёх случаях:

1. Вы встревожены - Вас нужно успокоить

Например: слышите от ребенка "не хочу", "не буду" учиться; интерес отсутствует; ребёнок может делать одно учебное задание целый день; заставить сесть за уроки трудно; ребёнок хочет быть маленьким и играть (а не учиться); как только становится трудно - начинает ныть; и т.п.

2. Ребёнок на СО - Ребёнку нужен контроль

Каждый день/вечер, в заранее оговоренное время ребёнок будет отчитываться по скайпу о том, что он сделал за день и получать обратную связь (адекватную проделанной работе). 5 минут.

3. Ребёнок "заваливает" математику - Ребёнку нужна индивидуальная образовательная траектория

Будьте готовы к тому, что мы начнём разбор "завалов" с ПЕРВОГО класса. Вопрос: "А если ребёнок уже в четвёртом?" Ответ: "Мы начнём с ПЕРВОГО класса".
Видео:
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: КРИВЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ НАДО ЗНАТЬ !

Обработка видео...

«РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КРИВЫЕ, КОТОРЫЕ ДЕТЯМ НАДО ЗНАТЬ!»

В Докладе о школьной математике есть пример, как студент наивно ищет «девушку своей мечты» в Санкт-Петербурге…
Или: троечник программист в среде программистов останется – с высокой вероятностью – троечником;но в области педагогики, а также девственно невинных в области математических моделей гуманитарных исследований может проявиться и как Талант (и даже с большой буквы)…
В моём Докладе-46, прочитанном на летней конференции «Стратегии творчества», рассказывается об экспериментах на занятиях математического клуба ЛИСА
Приглашаю Зрителей в новый #педагогическийпроект – создание развивающего математического конструктора под рабочим названием «Куда кривая вывезет!»
С текстом Доклада можно ознакомиться в Сборнике тезисов-46: https://livrezonpublisher.com/shop/product/strategii-tvorchestva-46-onlineticket
03.05.2020 г. Конференция-46 «Стратегии Творчества»
Почему дети не хотят решать задачи? | Фрагмент лекции Надежды Братчиковой в КОНЦЕНТРАТОРЕ 16+

Обработка видео...

«Почему дети не хотят решать задачи»

Длительные каникулы отбивают напрочь желание учиться 😝 
Избежать возвращения детей в школу не удаётся ни детям ни родителям. Не хочу, не буду - и вообще 100 причин🙅‍♀ 
С простыми дисциплинами попроще. Рисование и физкультура ещё нормально. А вот математика, геометрия и физика - повышенный уровень сопротивления. 
Почему дети не хотят решать задачи? 
Фрагмент лекции Надежды Владимировны Братчиковой "Как родителю подготовиться к обучению ребёнка?"
2020 г. Концентратор
Питерский "Клуб творческих решений" продолжает разбирать мифы о развитии личности. В этом выпуске -

Обработка видео...

«Мифы о позитивном мышлении»

Что это за явление? Всё ли, что ни делается, всё к лучшему?
Лекциа Надежды Владимировны Братчиковой: позитум и позитивус - похожие слова, но разные смыслы.
2020 г. Концентратор
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРАВНЕНИЯМ (выступление Надежды Братчиковой)

Обработка видео...

«Методика обучения детей сравнениям»

Современный человек за одно лишь утро может сменить до пяти контекстов, или моделей поведения. Умение их менять — это основа культуры будущего.
Современный горожанин вынужден – может и не хочет – но вынужден использовать р а з н ы е модели поведения в течение дня.
Соответственно, если модель поведения не одна, а их несколько, то нужно эти модели и произвольно переключать: https://vikent.ru/enc/2/ и сравнивать.
В моём Докладе-45, прочитанном на зимней конференции «Стратегии творчества», рассказывается: какие типы сравнений, когда и зачем мы используем на занятиях математического клуба ЛИСА
С текстом Доклада можно ознакомиться в Сборнике тезисов-45: https://livrezonpublisher.com/shop/product/strategii-tvorchestva-45-sbornik-online
21.12.2019 г. Конференция-45 «Стратегии Творчества»
Практические задачи обучения | Фрагмент лекции Надежды Братчиковой в КОНЦЕНТРАТОРЕ 16+

Обработка видео...

Фрагмент лекции «Как создать развивающий детский кружок?»

Лекция будет полезна руководителям детских центров, педагогам начальной школы и дополнительного образования, а также инициативным родителям.
- Базовые принципы обучения детей в рамках кружка. - Мифы и блефы, которые сформировались вокруг творческих кружков. - Задачи обучения: формирование научной картины мира, развитие абстрактного мышления, адаптированный для детей цикл научного исследования. - Каких результатов добиваются дети в моем кружке? - Какие ошибки совершают родители? - Какие ошибки совершают педагоги? - Требования к методическим материалам, необходимым для проведения занятий. - Стартовые ошибки при открытии кружка и их возможные решения.
После лекции вы сможете: - Осознанно выбирать развивающий кружок для детей. - Начать подготовку к созданию собственного развивающего кружка для детей.
Полная версия лекции, в комплекте с книгой, уже доступна для покупки на сайте издательства LIVREZON: https://livrezonpublisher.com/shop/product/sozdat-kruzhok-lektsiya
14.12.2019 г. Лекция в московском КОНЦЕНТРАТОРЕ
Как развивать абстрактное мышление у детей. Надежда Братчикова

Обработка видео...

«Развитие абстрактного мышления и формирование научной картины мира у детей 6 лет»

Четыре заблуждения родителей детей 6-8 лет при выборе творческого кружка:
1. Родители отдают бразды выбора кружка ребёнку, в то время как у детей нет критериев выбора. 2. Родители выбирают единственное направление с отсутствием междисциплинарных связей. 3. Родители идентифицируют ребёнка как "творческого", используя ложный критерий. 4. Родители поощряют невежество творческого ребёнка и последующего отношения ребёнка к ошибкам.
На Форуме были заданы следующие вопросы: 1. Ребёнку 5 лет - и он уже не умеет ошибаться. Что делать? 2. Ребёнку 9 лет, со школьной математикой всё хорошо, но хочется геометрии. Что делать? ...
05.10.2019 г. Форум Л.И. Позняковой (руководитель Клуба Умных Девочек) по развитию креативности
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: КАК СРАВНИВАТЬ? КАК ЗАДАВАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ?

Обработка видео...

«Как поставить детям навык исследователя?»

Детей, увы, не учат сравнивать – как следствие, они НЕ умеют задавать правильные вопросы.
Из детей вырастают взрослые.
Преимущественно умеющие задавать только нестратегические бытовые вопросы…
Доказательство – любое ток-шоу по телевизору, большинство групп в соц-сетях.
В Докладе были изложены элементы методики - первый год работы группы проекта «ИГРЫ БУДУЩЕГО. Введение в конфликтологию. Часть 1. Системы координат и точка зрения»
В течение года в математическом клубе ЛИСА проводился эксперимент, в котором участвовала группа второклассников и их родителей. Было выявлено, что для того, чтобы выйти с первого этажа Матрицы знаний И.Л. Викентьева, необходимо научить детей сравнивать!
Подробнее об опыте в рамках авторского курса «Фотографии в лужах» вы уже сейчас можете прочитать в одноименной книге, выпущенной издательством Livrezon: livrezon.ru/catalog/95/
22.06.2019 г. 44-я конференция «Стратегии творчества»
Педагогические технологии для развивающих кружков | Надежда Братчикова — LivreCon 2019

Обработка видео...

«Педагогические технологии для развивающих кружков на основе опыта обучения детей и их родителей основам композиционного построения»

Все дети, которые занимаются в проекте, прошли через стадии · падающих В ЛУЖИ смартфонов, · фотографий, где половина кадра – пальцы, другая половина – ЛУЖИ, · размытой ерунды НА ФОНЕ ЛУЖИ
Через год занятий дети научились ходить, приседать, поднимать смартфоны, оценивать чужие фотографии (выделять в чужих фотографиях известные детям композиционные приемы и допущенные ошибки). Дети ушли от эмоциональных нравится / не нравится и пришли к обоснованным оценкам.
Дети начинали с элементарных, но сложных для понимания геометрических понятий – и через год стали способны рассказывать фотоистории.
Традиционно год закончился фотозачетом в Петропавловской крепости, и три участника, СЕРИЮ фотографий которого оцеили большинством «лайков», получили призы.
26.05.2019 г. Конференция LivreCon в Москве
Проектная деятельность: как обучать детей 6-8 лет делать МНОГОходовки

Обработка видео...

Проектная деятельность: «Как обучить детей 6-8 лет МНОГОходовкам?»

Детскими психологами подробно описано развитие детей от рождения: известно, когда малыши начинают улыбаться, когда встают на ножки. Все ИНСТИНКТИВНЫЕ умения малышей расписаны.
К 12-14 годам деятельность ребенка перестает быть ИНСТИНКТИВНОЙ - дети вынуждены осваивать социальные технологии. Освоение и выстраивание социального взаимодействия с окружающими людьми – это сложные МНОГОходовки.
Чтобы подготовить детей 6-8 лет к решению стоящих перед ними сложных социальных задач, с октября 2017 года, в рамках математического кружка, при поддержке Дмитрия Евгеньевича Бойко, проводился экспериментальный практикум, в котором принимало участие 12 детей возраста 6-8 лет.
В качестве основного направления была выбрана деятельность по построению композиции и фотография.
Дети, с помощью простейших прикладных материалов (бумага, пластилин, линейки, циркули, миллиметровая бумага, гуашь) изучали геометрию пространства и элементы композиции и к марту 2018 года были готовы к практическому применению полученных знаний: дети вместе с родителями вышли на улицу фотографировать лужи...
22.06.2018 г. 42-я научная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»

«Опыт обучения детей задавать системные вопросы по Матрице знаний / решений И.Л. Викентьева»

В течение года проводился эксперимент, в котором участвовала группа второклассников и их родителей. Цель: превратить любопытство детей в навык исследования. Задача: научить детей описывать события а) с разных точек зрения; б) по шкале с крайними значениями «Эмоциональная интерпретация - Отстранённая фиксация» (развитие управляемого воображения). Обнаружена проблема: дети и взрослые не умеют сравнивать. Результат: дети а) научились определять уровень своих достижений по шкале Т. Джефферсона - И.Л. Викентьева; б) узнали, что их точка зрения – не единственная в мире; в) учились сравнивать величины, строить шкалы и системы координат.
Доклад опубликован в сборнике материалов по итогам III ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ" Молодежь и общество: среда, коммуникация, конфликт" 20-21 июня 2019 г.
21.06.2019 г. III Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и общество: среда, коммуникация, конфликт»
НАУЧНЫЕ СТРАТЕГИИ

Обработка видео...

Жизненные стратегии Николая Ивановича Лобачевского

Николай Иванович Лобачевский родился в 1792 г. в Нижнем Новгороде. Математик: автор гиперболической геометрии (геометрия космических масштабов, развита в теории относительности). Ректор: строитель Казанского университета
Рекомендация родителям: Приложить максимум усилий (использовать все имеющиеся возможности) для того, чтобы включить детей в учебную среду.
Рекомендации:
1. Включаться в научно-экспериментальную деятельность как можно раньше, еще в школе. 2. Быть лучшим, чтобы научные руководители были заинтересованы в индивидуальном обучении и изучать иностранные языки для общения с преподавателями. 3. Трудолюбиво и целеустремленно выполнять поставленные задачи. 4. Заимствовать сильные решения из смежных дисциплин. 5. Доводить научную работу до логичной стройности, ясности и понятности Коллегам.
24.06.2017 г. 40-я конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества»

«Задачник для детей по развитию системного мышления»

1. Выявление проблемы 2. Формулировка целей 3. Формирование критериев цели (шкалирование – выделение существенного признака, определение значений…..) 4. Генерирование множества альтернатив, на которых будет осуществляться выбор (указание желательных и нежелательных последствий и пр.) 5. Оценка и выбор альтернатив 6. Выполнение деятельности по достижению цели. 7. Оценка результата (анализ результатов деятельности на предмет достижения цели). 8. Если результат не достигнут - возврат к п.1.
21.12.2016 г. 39-я конференция «Стратегии Творчества»