Термин «Картина мира» был введён впервые Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате», но в антропологию и семиотику он пришёл из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера». 

Руднев В.П., Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты, М., «Аграф», 2009 г., с. 172-173.
Источник:
http://vikent.ru/enc/1372/ 

“Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. [...] Благодаря использованию языка математики эта картина удовлетворяет наиболее высоким требованиям в отношении строгости и точности выражения взаимозависимостей”

Альберт Эйнштейн, Мотивы научного исследования / Собрание научных трудов в 4-х томах, Том 4, 1967 г., «Наука», с. 39-41.
Источник:
http://vikent.ru/enc/1827/

Никто так не обманет вас, как собственное восприятие.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие - это активно формируемое мнение о мире, а не пассивная реакция на поступающие от него сенсорные данные. Как будто бы каждый из нас всё время галлюцинирует, и то, что мы называем восприятием, включало бы в себя просто выбор галлюцинации, наиболее соответствующей поступающей в настоящий момент информации." 

Вилейанур Рамачандран. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера Пресс. Стр. 63 

Сознание человека моделирует мнение о мире. Чтобы сознание, обрабатывая данные от восприятия, моделировало мир максимально адекватно (в противовес ложному, фантазийному, иллюзорному моделированию), необходимо сформировать базовые основы, наработанные и проверенные опытом человечества. Ребёнок с детства взращивает у себя картину мира. Картина мира, описанная математически, "удовлетворяет наиболее высоким требованиям в отношении строгости и точности выражения взаимозависимостей” (Альберт Эйнштейн).

­

 

"Мировоззрение - система взглядов на окружающую действительность".

"Здоровая личность" под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - Стр.177 

 

"Наша нервная система постоянно искажает или опускает необходимые области действительного мира. Если пользоваться техниескими приборами, изобретенными человеческой мыслью, то реальный мир будет отличаться от моделей мира, созданного нашими ощущениями.

Каждый из нас создает отличную от других модель общего для нас мира и живёт, таким образом, в несколько иной реальности, в т.ч. экзистенциальной и профессиональной.  

Система ограничений восприятия 

Звуковые  волны, частота которых выходит за диапазон 20 Гц - 20 КГц человеческим ухом не воспринимаются.

Световые сигналы глазная сетчатка также воспринимает ограниченно, ибо реагирует на электромагнитные волны, длина которых находится в интервале 0,38-0,68 мкм. за этими пределами они не воспринимаются, хотя по своей физической структуре они идентичны волнам в световом диапазоне. 

И наши тактильные ощущения далеко не всеобъемлющи. Чувствительность кожи тоже далека от совершенства.

Резюмируя, можно сказать, что наше сознание, вооруженное органами чувств, воспринимает лишь часть спектра физических явлений."

"Здоровая личность" под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - Стр.46-47 

 

Человек может работать только с тем, что может воспринять. Если человек не воспринимает объект, то работать с ним не может. Ребёнок, у которого не расширен набор базовых основ восприятия, вырастает во взрослого, картина мира которого ограничена. 

Базовые механизмы, лежающие в основе восприятия:

  • чувство числа
  • чувство формы
  • чувство пространства
  • чувство выделения существенного признака
  • чувство алгоритма. 

Математические занятия дают опыт использования всех вышеперечисленных базовых механизмов и способствуют выработке индивидуального стиля мышления. 

Вне этого опыта человек не способен: 

- приблизительно оценивать и округлять (в т.ч. бесконечно малые и бесконечно большие величины (от расстояний на карте до вероятности правильно угадать 6 чисел из 49 в лотерее (1 к 14 миллионам) и многомиллиардного бюджета страны));

- распознавать образы;

- не только понимать и структурировать любую информационную систему, но и преобразовывать информацию в необходимую (на основе словесного описания сделать блок-схему, на основе картинки сделать диаграмму и т.д.);

- анализировать данные, делать выводы и встраивать логические цепочки рассуждений - пользоваться математическим языком, т.е. понимать другие науки, говорящим на языке математического моделирования (физика, экономика и т.д.).

"Андреас Шляйхер – руководитель директората по образованию и навыкам и специальный советник по политике в области образования генерального секретаря ОЭСР – сказал мне следующее: «Мировая экономика больше не платит за знания как таковые; все, что надо, теперь можно найти в Google. Мировая экономика нынче платит за умение грамотно их использовать. Оценить, способен ли человек научно мыслить или перевести ту или иную проблему реального мира в математический контекст, гораздо труднее, но именно эти вещи важны в современном мире. Сегодня мы наблюдаем стремительное падение спроса на обычные когнитивные навыки и все то, что легко протестировать и чему легко научить, а также на то, что можно оцифровать, автоматизировать или получить посредством аутсорсинга»."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016  

 

Основоположник рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) А.Эллис выделил ряд критериев психического здоровья, одним из которых является:

"Научное мышление. Менее тревожные индивиды имеют тенденцию к более объективному, реалистичному и научному мышлению, чем более тревожные",

"Здоровая личность" под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - Стр.191-192 

 

Задача занятий для дошкольников - дать детям ширину восприятия, развивая концептуальные базовые механизмы творческого мышления