Воспитание Творческой Личности дошкольников

Воспитание - это организация жизни ребёнка.
Важно "создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек" (Макаренко А.С. Собрание сочинений в 8тт. – М.: 1983 – 1986. Т.7. - С.39)

Задача педагогов и родителей - формировать у дошкольника жизненно необходимые навыки:  

✓ "Перспективного устремления" (А.С.Макаренко), т.е. постановку ближних, средних, дальних целей и "смыслов на каждой "линии" жизненных перспектив" (закладывать основу для того, чтобы в средней и старшей школе ставить независимые цели (множ. число), и далее - Достойные цели);

✓ "Упражнения для тренировки вхождения в разные роли (и деятельности) и выхода из них" (И.Л.Викентьев) + наблюдение себя (способность не отождествляться со своим состоянием); 

✓ Акцент на заботе ребёнка о других людях/о мире - "работа не для себя, а для более важного" (И.Л.Викентьев); 

✓ Тренировку внимания и сосредоточения; 

✓ Развитие эмоциональной сферы ребёнка (научить ребёнка видеть, слышать, адекватно понимать другого человека);

✓ Развитие самоконтроля и волевой сферы ребёнка ("Если вы хотите, чтобы в дальнейшем у ребёнка развивались способности к математике, лучшее, что вы можете сделать для этого в раннем возрасте, - научить его контролировать собственные побуждения" (Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребёнка»));

✓ "Организация участия ребёнка в творческом проекте и нахождение ребёнку самостоятельного Дела (не путать с увлечением и хобби)" (И.Л.Викентьев);

✓ И последнее в списке, но самое важное по сути: РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие - это активно формируемое мнение о мире, а не пассивная реакция на поступающие от него сенсорные данные. Как будто бы каждый из нас всё время галлюцинирует, и то, что мы называем восприятием, включало бы в себя просто выбор галлюцинации, наиболее соответствующей поступающей в настоящий момент информации."
Вилейанур Рамачандран. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. М.: Карьера Пресс. Стр. 63 

Сознание человека моделирует мнение о мире. Чтобы сознание, обрабатывая данные от восприятия, моделировало мир максимально адекватно (в противовес ложному, фантазийному, иллюзорному моделированию), необходимо сформировать базовые основы, наработанные и проверенные опытом человечества. Ребёнок с детства взращивает у себя картину мира. Картина мира, описанная математически, "удовлетворяет наиболее высоким требованиям  отношении строгости и точности выражения взаимозависимостей” (Альберт Эйнштейн)

Человек может работать только с тем, что может воспринять. Если человек не воспринимает объект, то работать с ним не может. Ребёнок, у которого не расширен набор базовых основ восприятия, вырастает во взрослого, картина мира которого ограничена. 

Базовые механизмы, лежающие в основе восприятия:

  • чувство числа
  • чувство формы
  • чувство пространства
  • чувство выделения существенного признака
  • чувство алгоритма. 

Математические занятия дают опыт использования всех вышеперечисленных базовых механизмов и способствуют выработке индивидуального стиля мышления. 

Вне этого опыта человек не способен: 

- приблизительно оценивать и округлять (в т.ч. бесконечно малые и бесконечно большие величины (от расстояний на карте до вероятности правильно угадать 6 чисел из 49 в лотерее (1 к 14 миллионам) и многомиллиардного бюджета страны));

- распознавать образы;

- не только понимать и структурировать любую информационную систему, но и преобразовывать информацию в необходимую (на основе словесного описания сделать блок-схему, на основе картинки сделать диаграмму и т.д.);

- анализировать данные, делать выводы и встраивать логические цепочки рассуждений - пользоваться математическим языком, т.е. понимать другие науки, говорящим на языке математического моделирования (физика, экономика и т.д.).

"Андреас Шляйхер – руководитель директората по образованию и навыкам и специальный советник по политике в области образования генерального секретаря ОЭСР – сказал мне следующее: «Мировая экономика больше не платит за знания как таковые; все, что надо, теперь можно найти в Google. Мировая экономика нынче платит за умение грамотно их использовать. Оценить, способен ли человек научно мыслить или перевести ту или иную проблему реального мира в математический контекст, гораздо труднее, но именно эти вещи важны в современном мире. Сегодня мы наблюдаем стремительное падение спроса на обычные когнитивные навыки и все то, что легко протестировать и чему легко научить, а также на то, что можно оцифровать, автоматизировать или получить посредством аутсорсинга»."
«Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2016  

Задача творческой лаборатории Воспитания Творческой Личности дошкольников - дать детям ширину восприятия, развивая концептуальные базовые механизмы творческого мышления

Ребёнок возраста 3-7 лет 

это ребёнок, завершивший две стадии формирования своей жизни (стадию формирования базового доверия к жизни (от рождения до 1,5 лет) и период установления границ (1,5 - 3 года)) и перешедший в возраст почемучек, период развития креативности, возраст, когда у ребёнка закладываются основы картины мира.  

Именно сейчас - самое лучшее время для того, чтобы сделать первый шаг в направлении будущего ребёнка - максимально расширять концептуальные врожденные чувства числа, формы и т.д. и начать воспитывать ребёнка творческой личностью.

Единственная технология, позволяющая человеку стать творческой личностью (качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру) - технология ТРИЗ предназначена для взрослых и детей, достигших 12-ти лет (6-го класса средней школы). 

И до 12-ти лет у Вас и Вашего ребёнка ещё есть время, чтобы максимально развивать то, что в этом возрасте полагается развивать: не эвристики, не механику сплошных сред, не методы интегрирования, а базовые механизмы, лежащие в основе творческого мышления.

Генрих Саулович Альтшуллер
Генрих Саулович Альтшуллер
Создатель Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ); Регистра научно-фантастических идей; Теории развития творческой личности (ТРТЛ).
ТРИЗом можно начинать заниматься с детьми, достигшими 12-ти лет (6 класс средней школы)
ТРИЗом можно начинать заниматься с детьми, достигшими 12-ти лет (6 класс средней школы)
Разработок для дошкольников и для детских садов у Генриха Сауловича Альтшуллера не было