МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КРУЖОК для ШКОЛЬНИКОВ 
1 - 4 класс

Занятия с младшими школьниками (1 - 4 класс)
Занятия с младшими школьниками (1 - 4 класс)
Учебный Центр "Стратегия успеха" 

ул. Коллонтай, д. 17 к. 3


Запись по телефону: (812) 954-55-44

Проблемы с освоением математики у школьников происходят по двум причинам:

I. Потеря смысла (новые знания некуда укладывать - нельзя строить второй этаж без фундамента и первого этажа) 

- Пропущен кусок из курса математики. 

Математику бессмысленно начинать учить/решать с 10 страницы, потому что в предыдущих десяти обязательно будет ключ, который не даст ребёнку двигаться дальше. Поэтому любые пропуски тем (по болезни, по непониманию) приводят к образованию дыр в фундаменте знаний и далее понимать математику совершенно невозможно. 

- Как только ребёнок не может двигаться дальше, он начинает ненавидеть математику: нельзя любить то, что слишком сложно. 

II. Потеря значения математики в жизни ребёнка. 

- Если занятия математикой нужны для только того, чтобы посчитать сдачу в магазине - то достаточно освоить операцию сложения и вычитания, а далее изучать математика бессмысленно (зачем заниматься бессмысленными вещами?). 

Т.о. если у школьника проблемы с математикой: 

1. Необходимо вскрывать пробелы в знаниях, начиная с 1 класса; 
2. Заполнять пробелы пониманием, нарабатывать навыки решения задач; 
3. Постепенно доходить до школьного курса (до того момента, который проходят в школе) и существенно расширять знания с учетом жизненной важности математики. 

Источник:http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/18/58/185814409fcdfe2fcb45f2d8a8c4bc9d.jpg
Источник:http://cdn-nus-1.pinme.ru/tumb/600/photo/18/58/185814409fcdfe2fcb45f2d8a8c4bc9d.jpg
Математические занятия учат:

 

1. Спокойно относиться к неудачам.
На занятиях ребёнку придётся сомневаться, ошибаться, осознавать свои ошибки и исправлять их. 

2. Давать определения.
Теория множеств даёт фундамент освоения ребёнком формулы определения (какому множеству принадлежит, какими признаками обладает).

3. Задавать уточняющие вопросы.
Ребёнок учится задавать вопросы, проясняющие непонимание, неизбежно возникающее из-за асимметричного дуализма языкового знака. 

4. Искать контрпримеры.
Подтверждающие примеры доказывают лишь справедливость частного случая. Однако достаточно одного контрпримера, чтобы опровергнуть всю теорию. 

5. Определять границы области достоверного (и границы области невозможного).
Ребёнок учится оценивать следствия из утверждений. 

6. Анализировать и синтезировать общую картину.
Возможно с развитием у ребёнка абстрактного мышления, приводящее к искусству математического моделирования, в фундаменте которого лежит умение группировать и находить целое, умение классифицировать и определять структуру.

Занятия

1. Проходят в учебном центре "Стратегия успеха" (ул. Коллонтай, д.17 к.3)

2. По программе Л.Г.Петерсон (рабочие тетради по программе приобретаются родителями самостоятельно).

3. С добавлением в курс олимпиадных задач

4. При индивидуальных занятиях рабочая программа составляется с учетом целей родителей и способностей ребёнка.

5. Занятия (метафорически, если вспомнить чайку по имени Джонатан Ливингстон) делятся на те, где дети 1) выходят из штопора и 2) учатся жизни и искусству полёта.

6. Образование - это не услуга. Это дорога с движением преподавателя и учащегося (и его родителей) навстречу друг другу. Успехи в образовании ребёнка зависят от его мощных встречных усилий навстречу преподавателю. Поэтому в занятиях обязательны домашние задания для закрепления материала.

7. Если у школьника 4 класса по математике 2 балла, занятия будут начинаться НЕ с 4 класса, а с 1 класса. Вскрывая пробелы в понимании и заполняя их умениями, ребёнку, в ускоренном режиме, предстоит проделать путь в 3 года, прежде чем его оценки в школе начнут улучшаться.

8. Ответ на вопрос: "А если ребёнок в 6 классе?" тот же самый (сп. п.7). Прежде чем перейти к школьной программе 6 класса, необходимо пройти первые 4 года обучения (программа 5 класса "школы России", например, повторяет начальную школу).

Родители могут заниматься с ребёнком самостоятельно

Автор: Н.В.Братчикова

Родители говорят, что дети хотят только давить на кнопки компьютеров, елозить пальцем по экранам телефонов, и больше ничего не понимают и не хотят знать. Поэтому ребёнку находят репетитора. 

Ребёнок, понимающий математику - это ли не чудо? 

Подобное чудо родители могут сами организовать дома и подтянуть ребёнка по математике, если зададут себе важные вопросы и будут придерживаться следующих принципов:  

1. Ответьте: "Зачем заниматься математикой?" 

Ошибочная стратегия: "Математика никому не нужна, и мне лично она в жизни не пригодилась!" 

Взрослый, с которого ребёнок берёт пример, вопиющий вербально и невербально о никчемности математики, не может заинтересовать ребёнка математикой, если с математикой у ребёнка начались проблемы. 

Выигрышная стратегия: Найдите хотя бы пять примеров, когда в жизни Вы применили математику. 

Например:
- прикинуть (приблизительная оценка): хватит ли денег в кошельке на тележку с продуктами, набранную в магазине;
- как сшить платье, преобразовав понравившуюся выкройку по своим размерам;
- как переставить мебель в комнате, сперва в уме (чтобы не двигать мебель туда, где она не поместится);
- как посчитать бюджет ремонта квартиры (количество обоев, краски, ...);
- как выбрать оптимальный маршрут до школы/магазина/работы.
- и т.п.

Image alt

2. Ответьте: "Я умею трудолюбиво профессионально выполнять порученную мне работу, проявляя самоконтроль и отринув эмоции?"

Ошибочная стратегия: "У меня такое никогда не получалось и не получится, потому что мне это не нужно!"

Ребёнок "считывает" информацию с родителей. После того, как Вы ответили на вопрос, посмотрите на ребёнка - научили ли Вы его в детстве самоконтролю? 

Джон Медина (молекулярный биолог-эволюционист) в своей книге «Правила развития мозга вашего ребёнка» написал: 

«Если вы хотите, чтобы в дальнейшем у ребёнка развивались способности к математике, лучшее, что вы можете сделать для этого в раннем возрасте, - научить его контролировать собственные побуждения». 

Выигрышная стратегия: Начать поручать ребёнку выполнять домашнюю работу, придумывать вместе с ребёнком долгосрочные планы, которые будете вместе выполнять и т.п.

3. Ответьте: "Я обесцениваю то, что у меня не получается?"

Ошибочная стратегия: Вспоминая басню "Лиса и виноград", можно проследить стратегию Лисы, которая, осознав, что достать виноград не получается, и, не смотря на голод, обесценивает виноград ("зелен виноград").

Если ребёнок не может учиться по математике (потому что не понимает её), учителя отмечают это в дневнике соответствующими оценками и замечаниями. В ответ ребёнок включает механизм психологической защиты - обесценивание: "Да кому нужно учить математику? Кому надо - тот пусть и учит. Тебе, мама, нужно? Ты и учись". И ребёнок перестаёт учиться. 

Получается замкнутый круг: я не учусь, потому что не получается учиться и не получается учиться, потому что не учусь.

Выигрышная стратегия: Вместо механизма психологической защиты - обесценивания (направленного на ослабление психического дискомфорта и реализующегося в рамках неосознанной деятельности психики) нарабатывать копинг-стратегии (механизмы совладающего поведения): 1) самоконтроль и 2) планирование решения проблемы и пр.

4. Ответьте: "Что я ожидаю от ребёнка?"

Ошибочная стратегия: 1) "Хочу того, не знаю чего" выражается в запросе: "Главное, чтобы ребёнок вырос счастливым (хорошим человеком, реализовал свой потенциал и т.д.)

2) "Ребёнок должен быть таким, каким я его себя представляю" Даже если придётся пришить ему глазки-пуговки.

"– Нам бы очень хотелось, чтобы этот дом стал тебе родным и чтобы ты осталась здесь навсегда. Если сама этого захочешь. 
– М-м-м, – протянула Коралина.Она засунула руки в карманы и стала думать. Ее рука нащупала камешек с дыркой, который настоящие мисс Спинк и мисс Форсибл подарили ей вчера. 
– Если сама захочешь остаться, – повторил другой папа. 
– Только для того, чтобы ты осталась, нам придется проделать одну пустячную операцию.Они вошли в кухню. На кухонном столе стояла фарфоровая тарелка, накрытая черной салфеткой, на которой лежали длинная серебряная игла и две большие черные пуговицы. 
– Я так не думаю, – проговорила Коралина. 
– Ну, пожалуйста, – умоляла другая мама. – Мы так хотим, чтобы ты осталась. Соглашайся. 
– Будет совсем не больно, – сказал другой папа. 
Коралина знала, когда взрослые говорят тебе, что будет не больно, больно бывает всегда. Она помотала головой.Другая мама широко улыбнулась, ее волосы качнулись вокруг головы, как водоросли под водой.
– Мы хотим только одного – чтобы ты была счастлива, – сказала она и положила руку Коралине на плечо."

Нил Гейман "Коралина в стране кошмаров"

Выигрышная стратегия: 1) Возьмите лист бумаги, ручку, закройтесь в комнате часа на три, и крепко подумайте, а потом перенесите на бумагу качества характера ребёнка, которые помогут ребёнку жить. Что поможет ребёнку жить? Может быть, чистоплотность? 2) Вы обладаете этими качествами? Можете подавать ребёнку пример? 3) Что Вы делаете для того, чтобы эти качества характера у ребёнка развивались?

5. Ответьте: "Я умею сомневаться?"

Ошибочная стратегия: Объяснять ребёнку мир, исходя из своих знаний, из своих привычек, из своих психотравм. 

Выигрышная стратегия: Научить ребёнка сомневаться и постоянно задавать ему вопрос: (если речь идет о математике) "По какому правилу ты так решил?" "То, что ты делаешь - это то, к чему ты привык или это наилучший способ действовать?"

Список вопросов можно продолжать... 

© Братчикова Надежда Владимировна, 2016.
Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник: http://mathlife.ru/traning_1_4#ul-id-1333-3

"Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным,
второе – быть ясным
и, насколько можно, простым"

Лазар Карно (французский математик, ввёл в употребление термин «комплексное число» в 1803 году)