Название выставки
«Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путём решения задач» 

Сергей Евгеньевич Рукшин

Математический кружок приглашает дошкольников (5 - 6 лет) на занятия

Телефон: (812) 954-55-44

Занятия проходят по адресу: СПб, ул.Подвойского 13/2, центр "Искусство мыслить активно"

Продолжительность занятия: 1 академический час, 45 минут, 500 руб. 

Занятия проходят в малых группах численностью до 6 человек. 

Обязательны домашние задания.

Развитие элементов системно-деятельностного подхода
Игры с двумя зеркалами. Математический кружок MathLife.ru

Обработка видео...

Успех в будущем ждёт детей, которые научатся адаптироваться, функционировать и развиваться в постоянно меняющемся мире 

Для этого уже сегодня необходимо учить детей адекватно воспринимать и решать сложные многоходовые нелинейные задачи. Решению таких задач должны предшествовать: 

• развитие представлений о научной картине мира; 
• развитие интуитивного понимания математики;
• исследовательские и проектные практики командной работы (проектное взаимодействие), включающие конструирование, моделирование, прототипирование;
• практический опыт работы с измерительными приборами и технологическим инструментарием;
• многократное поэтапное прохождение адаптированных этапов системно-деятельного подхода (развитие навыка постановки цели и получения результата, способности формулировать задачи и разрешать проблемы). 

Занятия в математическом кружке начинаются с развития навыка количественного сравнения (измерения, шкалирование)

“Если вы можете измерить то, о чем говорите, и выразить это в цифрах, значит, вы что-то об этом предмете знаете. Но если вы не можете выразить это количественно, ваши знания крайне ограниченны и неудовлетворительны. Возможно, это начальный этап, но еще не подлинно научное знание” 
Лорд Кельвин
Цититуется по Д. У. Хаббард. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. - М.: Олимп Бизнес, 2009 - с.13

Пример тестовых срезов (весна 2017 г.)

Занятия в математическом кружке учат

«Быстрота соображения, отбрасывание тривиального, острота схватывания, склонность к абстракции – все это важно для математика, и это можно увидеть в юном возрасте. Но, пожалуй, это не безусловно обязательные признаки, хотя и важные. Но более глубокие признаки склонности к математике кроятся в характере мышления и в фантазиях ребенка. Я думаю, что, несомненно, есть какие-то типичные черты общего мышления, которыми обладают те, кто уже стал профессиональным математиком, хотя они могут встречаться и раньше. Например – острое чувство тривиальности. Математик, как правило, отличает, даже если речь идет совсем не о математике, содержательное высказывание от тавтологического, нетривиальное от банального. [...]
Можно сказать, что математик инстинктивно требует доказательств».
Анатолий Моисеевич Вершик (источник: http://polit.ru/article/2013/02/25/vershik1/)  

1. Спокойно относиться к неудачам: сомневаться, ошибаться, осознавать свои ошибки и исправлять их. 
2. Давать определения: относить предмет к множеству и выделять признаки.
3. Задавать уточняющие вопросы, проясняющие непонимание, неизбежно возникающее из-за асимметричного дуализма языкового знака.
Математическая польза состоит в развитии способности формулировать правильные вопросы.
4. Искать контрпримеры и опровергать теории. Подтверждающие примеры доказывают лишь справедливость частного случая. Достаточно одного контрпримера, чтобы опровергнуть всю теорию. 
5. Определять границы области достоверного и невозможного, оценивать следствия.
6. Группировать и находить целое, классифицировать и определять структуру, отбрасывать несущественные данные и обнаруживать взаимосвязи между оставшимися параметрами.
7. Работать в команде: соблюдать коллективную этику.

Ответы на незаданные вопросы

1. Каждому участнику группы кружка предоставляется возможность включиться в процесс.

2. Зачем делать домашние задания? Вот пойдёт в школу - там и наделается домашних заданий.

1) От выполнения ребенком домашних заданий зависит скорость формирования навыка количественного сравнения (т.е. навык количественного сравнения коррелирует с навыком трудолюбия). 
2) Развитие способностей (в т.ч. математических) детей связано с образованием у детей множества привычек.
«Торндайк показал: Развивать сознание значит развивать множество частичных независимых друг от друга способностей, образовывать множество частичных привычек».
Л.С.Выготский. Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство, 1935 г. -  с.9

3. Какая тема будет на первых занятиях?

Первые блоки занятий - постановка навыка чувства числа и переход к уверенному счету (до 10-ти, до 20-ти, через 10-к), создание мысленной модели числовой прямой. 

4. Чек-лист, который убережет Вас от ошибок в поиске кружка

Санкт-Петербург - большой город, и в нём очень много кружков для детей.
Родителям НЕ просто определить - подходит ли ему (и ребенку) кружок и преподаватель.Читать в интернете - практически бесполезно, смотреть видео - почти бесполезно. Только профессионал может определить по видео профессионала.
Одна возможность - длительная, методом проб и ошибок: приходить, пробовать, общаться с родителями, "слушать" свои собственные ощущения и уже после этого определяться.
Вторая возможность - мгновенная: задать правильные вопросы о кружке и о преподавателе и не терять ни времени, ни денег. 

5. Можно заниматься самим дома?

Можно. Найдите достойную методику, приготовьте стимульные материалы и учебные пособия, потратьте время на подготовку к занятию, наполните занятие интересными фишками (чтобы ребенок не зевал), и формируйте навык количественного сравнения самостоятельно.  

6. Не рано заниматься математикой с детьми 5-6 лет?

Это самый благоприятный, по Жану Пиаже, возраст для обучения ребенка: развивается интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.
«Интуитивная стадия (от 4 до 7 лет) характеризуется интуитивным мышлением, доминированием восприятия и эгоцентризмом».
В возрасте 5 - 6 лет ребенок активно формирует мнение о мире, т.е. строит картину мира (представление о реальности, отражающее познавательную деятельность ребенка, которое наиболее соответствует поступающей информации, поступающей в мозг через органы чувств).

7. Ребёнок всё делает очень медленно (очень активный). Он сможет заниматься?

У разных детей - разные темпоритмы: одни дети быстро "загораются" и быстро теряют интерес, другие - долго "раскачиваются", а потом долго работают. На занятиях мы будем делать упражнения на переключение темпоритмов, и каждый из детей в течение занятия получит возможность делать всё как быстро, так и медленно.
«Р. Мейли (1961) /R/Maili/ в своем пособии по психологической диагностике высказывает мнение, что между способностью хорошо решать задачи и темпом деятельности нет соответствия. Он считает, что если испытуемый быстро решает простую задачу, то это еще не означает, что он будет хорошо решать сложную».
Сборник трудов по патопсихологии детского возраста. Иванова А. Я., Мандрусова Э. С. Directmedia, 2015 г. - с.152

8. Дети будут всё занятие сидеть за партами и решать примеры?

Деятельность, через которую дети обучаются – моделирующая (создание наглядных моделей, установление отношений между элементами модели):
1) сюжетно-ролевые игры;
2) продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка, и пр.).  

Положение о сложностях занятий 

1. Программа кружка значительно опережает начальную ступень общего образования, которую дают в детских садах (на курсах подготовки к школе):

🔹 постановка навыка количественного сравнения,
🔹 расширение числовой прямой до рациональных чисел (дроби),
🔹 шкалирование,
🔹 этапы системного подхода (алгоритмика)
🎵
Как сказал композитор А.Л. Рыбников: "Если в третьем классе не играл программу восьмого класса - значит, ты уже никто"

2. Групповые занятия нужны для того, чтобы приучать детей к работе в коллективе.
2.1. Сплоченный коллектив мотивирует участников на решение задач, выполнение домашних заданий, поддерживает в минуты отчаяния и проигрыша в игре.
2.2. Индивидуальные занятия лишены главной мотивации - коллективной. 

3. Домашние задания нужны для того, чтобы приучать детей к систематической работе.
3.1. Если Вы не в состоянии
а) заставить себя контролировать ежедневное (еженедельное) выполнение домашнего задания,
б) пожертвовать своим временем ради выполнения ребёнком домашнего задания,
ребёнок будет отставать.
Кроме того, я не верю, что у ребёнка, сравнивающего себя с другими детьми, делающими д/з, будет желание ходить на занятия.
3.2. Если Вы поддерживаете детскую стратегию "свалить от решения" (придумать самооправдание, лишь бы не делать д/з - порыдать, покричать, что задача скучная и т.п.) - Вы "минируете" будущее ребёнка, формируя привычку/модель поведения "потратить силы на самооправдание, а не на решение". Сие есть невыгодная инвестиция в будущее.
3.3. Требование "найти решение задачи" определено однозначно: либо задача решена - либо нет. Или домашнее задание сделано - или нет.

4. Творчество в математике мы понимаем исключительно по Анри Пуанкаре:
"В чем, в самом деле, состоит математическое творчество? [...] Творчество состоит как раз в том, чтобы не создавать бесполезных комбинаций, а строить такие, которые оказываются полезными; а их ничтожное меньшинство. Творить — это отличать, выбирать”.
Анри Пуанкаре. О науке. Под редакцией Л.С. Понтрягина. М.: "Наука", 1990г. - с.403

5. Главные критерии творчества: новизна и полезность (Критерии оценки изобретения по Томасу Джефферсону. http://vikent.ru/enc/5751/)

Занятия в математическом кружке бессмысленны, если: 

1. Вы понимаете творчество иначе, чем п.4 и 5 (см.выше). 

2. Вы считаете, что математика детям не нужна - в жизни им больше пригодятся любительские занятия танцами, музыкой и рисованием. 

3. Вы не знаете, где найти номер телефона, по которому следует позвонить, чтобы записаться в кружок.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Обработка видео...

В технологическом будущем математика станет источником власти и богатства для тех, кто сможет говорить на её языке. 

Язык математики - это способ организации и упорядочения информации, анализ и исследование фактов, свобода от стереотипов и пр.

Возможные направления развития:

ИНЖЕНЕРИЯ 

✔ Умение принимать решения в условиях непредсказуемости.
Т.е. умение измерять (выражать величиной совокупность снижающих неопределенность наблюдений).

✔ Результативность в выбранном направлении (предъявление промежуточных результатов).

✔ Умение соответствовать разным ролям в инженерных командах (множественное число). 
Т.е. коммуникационные навыки, способность воспринимать критику, умение работать в разных рабочих ролях, в разных командах и знать свою сильную роль. 

✔ Общие знания. 
Незнание основ математики и физики сильно затрудняет результативность (приходится слишком во многом разбираться с нуля и терять время). 

✔ Основы предпринимательства
Одна из ролей в команде - популяризатор инновационных продуктов. 

✔ Умение продолжать Дело после неудач.
Восстанавливаться, собираться и продолжать. 

Ограничения

С высокой долей вероятности, ребёнок не захочет работать в коллективе математического кружка, если

1.  Ребёнку поставлен диагноз СДВГ

На занятиях работа идёт в коллективе, собранном из ярких детских индивидуальностей. При этом свобода одного ребёнка заканчивается там, где начинается свобода другого ребёнка. На занятиях дети учатся договариваться, уважать друг друга, учитывать границы всех участников кружка, отделять эмоциональную реакцию от фактов.

С одной стороны, гиперактивным детям полезно учиться соблюдать границы и работать по правилам в коллективе, а с другой стороны - им, учитывая их ранимость, будет сложно противостоять коллективу, который не пойдёт на поводу обиды ("эмоционального Я") одного участника. Этот один ребёнок далее в кружок (т.е. в коллектив, диктующий правила) ходить не захочет. 

2.  Ребёнок уверен, что он "хорошо" знает математику (обычно это означает, что ребёнок мало ошибается при выполнении простейших арифметических операций в пределах первого десятка), сравнивая себя со "слабыми" сверстниками

На занятиях "хорошо" знает математику тот, кто выполняет домашнее задание. Последовательное выполнение домашнего задания закрепляет умения, полученные на занятии. 

Дети, которые изначально уверены, что с математикой у них всё отлично (на фоне, например, своей детсадовской группы), неприятно поражаются тому, что в коллективе математического кружка есть и другие дети, которые НЕ хуже умеют считать. Даже если таких детей на первом занятии нет, к 10-му занятию выполняющие домашнее задание дети перегоняют "хорошо" знающих математику, но не делающих домашнее задание.

Удар по чувству собственной важности зело болезненный для ребёнка. Осознав, что он перестал быть лучшим, ребёнок далее в кружок ходить не захочет. 

"Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным,
второе – быть ясным
и, насколько можно, простым"

Лазар Карно (французский математик, ввёл в употребление термин «комплексное число» в 1803 году)

Отзывы о занятиях

Большое спасибо родителям, которые написали отзывы о занятиях на бумаге от руки и, тем самым, оттачивали свой ум.

Реалии современности таковы, что печатаем мы чаще, чем пишем от руки. Между тем, только через механическое письмо задействуются различные зоны мозга.
«Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy)
, профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума» 

"Спасибо огромное за занятия! Дочка посещает их с большим удовольствием. Математика ассоциируется у неё с весёлыми и познавательными играми. Теперь дома мы играем в то, чем занимались в группе: проводим оси симметрии, строим фигуры из памяти, играем в танковый бой. Здорово, что в нашем доме поселилась математика. Хочу выразить особую благодарность Вам как чуткому и внимательному преподавателю, а также отметить, что благодаря Вашему сайту я узнала много новой и полезной информации. 
Спасибо!"

Мама дочки 4,5 лет 

"Мой сын, 6 лет, посещает кружок по Звонкину. Очень доволен и сын и я. Ребёнок получает "нестандартные" знания в игровой форме. Я сама открываю для себя математику совершенно с другой стороны, плюс возможность увидеть ребёнка по-новому. Стала больше обращать внимание на его способности, мышление. А ещё можно получить консультацию Надежды Владимировны как психолога.
Всё замечательно!"

Мама сына Никиты 
15.02.2016

Описание изображения

Описание изображения