Симметрия
(её виды, законы, принципы функционирования в природе)

Положения, необходимые для понимания самой семантики слова симметрия

•Для всего учения о симметрии основное значение имеет понятие относительного равенства предметов. Два предмета считаются равными в отношении того или иного признака, если оба предмета обладают этим признаком. [cтр.7] 

•Близким по значению термином является термин “эквивалентность”, употребляемый в смысле относительного равенства. [стр.8] 

•Симметрия, рассматриваемая как закон строения структурных объектов, сродни гармонии. В способности ощущать ее там, где другие ее не чувствуют, и состоит, по нашему мнению, вся эстетика научного и художественного творчества. [стр.13]. 

•Понятие симметрии входит в искусствознание через понятие структуры. Искусство, как образная форма познания и моделирования мира должно отражать и действительно отражает его структурную сторону. Структурность – достаточно общий закон, форма существования и движения материи, и этому закону подчинены также продукты научного и художественного творчества. Хорошо известно, что произведения искусства ... обладают сложной художественной структурой, представляют органическое переплетение и взаимопроникновение различных подструктур – отдельных компонентов художественной выразительности [cтр.296 – 297].

•Применение расширенного понятия симметрии в искусстве связано с нахождением специфических соотношений эквивалентности между элементами художественных подструктур и нахождением групп художественных автоморфизмов, сохраняющих выделенный структурный уровень инвариантным. Преобразования (вариации) и их инварианты – вот важнейшие понятия и в сфере науки и в сфере искусства! [cтр.298].

•Общие законы композиции сводятся к трем основным трансляционно-тождественное (или подобное), контрастное (антисимметричное) или варьированное (цветное) повторение элементов структуры во времени (или пространстве) [стр.303]. 

Шубников А. В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972. - 339 с.

 

"Симметрию (в дословном переводе "соразмерность") древнегреческие философы рассматривали как частный случай гармонии - согласования частей в рамках целого. 

Современные методы системно-структурных исследований, опирающиеся на построение моделей и теорию групп, применяются теперь и к анализу произведений литературы, искусства, архитектуры и музыки. 

"В способности ощущать симметрию там, где её другие не чувствуют, и состоит, по нашему мнению, вся эстетика научного художественного творчества" (А. В. Шубников).

Скрытая красота

Д.И.Менделеев обнаружил удивительную симметрию химических свойств, но подлинную красоту таблица Менделеева обрела после создания квантовой механики, когда полностью раскрылась природа этой симметрии."

Мигдал А.Б. От догадки до истины М.: Просвещение, 2008. – С. 74