Развитие элементов системно-деятельностного подхода у детей дошкольного возраста

Успех в будущем ждёт детей, которые научатся адаптироваться, функционировать и развиваться в постоянно меняющемся мире 

Для этого уже сегодня необходимо учить детей адекватно воспринимать и решать сложные многоходовые нелинейные задачи. Решению таких задач должны предшествовать: 

• развитие представлений о научной картине мира; 
• развитие интуитивного понимания математики;
• исследовательские и проектные практики командной работы (проектное взаимодействие), включающие конструирование, моделирование, прототипирование;
• практический опыт работы с измерительными приборами и технологическим инструментарием;
• многократное поэтапное прохождение адаптированных этапов системно-деятельного подхода (развитие навыка постановки цели и получения результата, способности формулировать задачи и разрешать проблемы). 

Занятия в математическом кружке начинаются с развития навыка количественного сравнения (измерения, шкалирование)

В 2008 году IBM опубликовала список характеристик, которые руководители компаний больше всего хотели бы видеть в своих сотрудниках. Были опрошены полторы тысячи лидеров из восьмидесяти стран мира. Так вот, основными приоритетами оказались способность приспосабливаться к изменениям и креативность при выработке новых идей. Выяснилось, что эти качества отсутствуют у большинства нынешних выпускников вузов, в остальном довольно компетентных и отлично подготовленных молодых людей.

Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / Кен Робинсон и Лу Ароника. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016

Автор и разработчик курса: Надежда Владимировна Братчикова 

Цель курса: раскрытие творческих способностей детей в процессе занимательного изучения математики. 

Освоение детьми системы математических знаний необходимо для практической деятельности, формирования представлений о математике как форме описания и методе познания реальности.

Ключевые задачи курса

• формирование основ технического системного мышления; 

• воспитание будущих технологических лидеров - инициативных личностей, способных принимать самостоятельные решения и умеющих успешно адаптироваться, функционировать и развиваться в постоянно меняющемся информационно-технологическом мире;

• развитие у детей понимания важности и ценности научных знаний и научного подхода, интереса к изучению математики;

• создание условий для исследовательской и проектной деятельности детей, организация проектного взаимодействия. 

• многократное поэтапное прохождение адаптированных для дошкольного возраста этапов системно-деятельного подхода для развития навыка получать результат; 

• приобретение практического опыта работы с измерительными приборами и технологическим инструментарием; 

• содействие профессиональному самоопределению и личностному развитию.

В основе курса: 

• имитационные исследовательские практики («обучение через игру», «обучение как открытие», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания»);

• системно-деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, заложенном в ФГОС и ориентированный на практическую учебно-познавательную деятельность детей.

• сложные многоходовые, многоуровневые, нелинейные задачи с обратными связями (от простых задач к сложным через наработку навыков и умений).  

Занятия обеспечивают: 

• развитие у детей интереса к науке (содержание и форма подачи материалов, научный подход); 

• возможность раннего личностного и профессионального самоопределения на основе знакомства с различными областями науки, техники, культуры, искусства и впечатлениях о мире профессий (наглядное изучение свойств и явлений природы, самостоятельное проведение экспериментальных опытов в игровой форме, расширение представления о различных профессиях, знакомство с различными отраслями на основе наглядных образов и конкретных жизненных ситуаций);

• развитие навыка постановки цели и ее достижения (получение конкретного результата): способность формулировать и решать проблемы, разивать сложную задачу на этапы - сквозное проектирование от эскиза на бумаге до модели ;

• формирование познавательной самостоятельности детей при изучении математики средствами математического моделирования различных процессов на основе проблемного и наглядно-модельного обучения;

• навыки развития мелкой мускулатуры рук, аккуратного выполнения операций;

• навыки рефлексии и позитивной критики;

• формирование практических навыков проектной и исследовательской деятельности, конструирования, моделирования, прототипирования; 

• формирование практических навыков выдвижения идей и гипотез; 

Процесс занятий направлен:

• на организацию командной работы и коммуникации между участниками группы;

• на развитие интересов и способностей детей на основе понимания ими смысла научного подхода, формирования представлений о физической картине мира;

• на реализацию проектов («исследовательский центр», «конструкторское бюро» и пр.).

Математика

«Математика – это способ описания реальности, путь к выяснению того, как работает наш мир, универсальный язык, ставший золотым стандартом истины. В нашем мире, где важнейшую роль в развитии общества играют наука и технология, математика становится все более явственным источником власти, богатства и прогресса. Следовательно, на передовой прогресса оказываются те из нас, кто способен бегло говорить на этом новом языке. […] 

В этом дивном новом мире математика займёт еще более важное, центральное место – как способ организации и упорядочения информации и как средство преобразования информации в физическую реальность». 

Френкель Э. Любовь и математика. Сердце скрытой реальности / Пер. с англ. Е.Шикарева. – СПб.: Питер, 2016 – С.10, 12 

Математика -   это метод, овладеть которым под силу каждому.

Декарт ссылался на «новый алгебраический метод (так Декарт называл аналитическую геометрию, созданную независимо им и Пьером Ферма), позволяющий низводить математику до чисто механического искусства, овладеть которым под силу каждому желающему» 

Морис Клайн. Математика: Поиск истины: - М.: РИМИС, 2007. - С.142

Image alt

Математический аппарат (дроби, графики координат и пр.) необходим и предваряет создание моделей на этапах системно-деятельностного подхода.

Системное мышление

«Системность есть всеобщее свойство материи, форма её существования, а значит, и неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление. Однако всякая деятельность может быть менее или более системной. Появление проблемы - признак недостаточной системности; решение проблемы - результат повышения системности».  

Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко / Введение в системный анализ. Москва «Высшая школа», 1989г. - С.3

Основоположник рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) А.Эллис выделил ряд критериев психического здоровья, одним из которых является: 

«Научное мышление. Менее тревожные индивиды имеют тенденцию к более объективному, реалистичному и научному мышлению, чем более тревожные».

«Здоровая личность» под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - Стр.191-192

Перспективные направления будущего по Симону Эльевичу Шнолю: анизотропия пространства и анизотропия времени.

Источник: https://youtu.be/lO4vaJ_9cEo?t=748

Описание изображения

В 5 лет дети активно формируют мнение о мире: