Назад к списку

"Я сделал первый!" 

Описание случая, НЕ редкого в математическом кружке.

Детям предлагаются задачи (со спичками, со счетными палочками): выложить из определенного количества палочек фигуры; переложить указанное количество палочек и получить указанную фигуру.

Задания сложные, взятые из олимпиадных задач и у великих популяризаторов математики: Я.И.Перельмана, М.Гарднера и др.

Время от времени кого-нибудь из детей "осеняет", и фигура сложена. Остальные дети мрачнеют и повторяют построение.

Методически правильно строить занятие от простого к сложному. Сначала то, что очевидно, потом - то, над чем необходимо думать.

Например, все, без исключения, дети легко выполняют следующее задание: 

Скан из книги: Математические олимпиады в стране сказок. - М.: Белый город, 2012г. - с.9

Тогда мы добавляем фигурке рога, чтобы получилась корова:


Скан из книги: Математические олимпиады в стране сказок. - М.: Белый город, 2012г. - с.35  

Разница в 26 страниц намекает на возросшую сложность задачи.

Две (вроде бы) похожие задачи, но между ними - пропасть инерции мышления.

С первого раза преодолеть эту пропасть не удаётся, что бы мы ни делали. А делаем мы вот что: 

1) Ходим как волки туда-сюда (наблюдаем за положением тела, головы);

2) Смотрим в разные стороны как коровы (не ходим, а поворачиваем голову).

Как мы ни стараемся, не развитое у дошкольников абстрактное мышление тормозит возможность замечать отличие одной задачи от другой. Дети делают неправильные решения: то перекладывают больше палочек, то - не понимают, что делать с рогами. 

Тогда мы:

3) Находим те спички, которые составляют голову коровы (и находим среди них шею).

4) Повторяем 2)

Может быть, теперь дети смогут повернуть корове голову, не поворачивая рога? Увы, часто - нет.

На одном из занятий я показала решение: корова поворачивает голову, а рога остаются на месте. Решение готово, выложено на столе - осталось только повторить на своей корове.

С мест послышалась череда печальных вздохов и один радостный: "Я повернул голову! Я сделал это первый! Смотрите! Я первый повернул голову корове!"

Дети проигнорировали выкрики, упиваясь сожалением, а один из мальчиков мрачно ответил: "Ну и что, что первый. Не ты же решение придумал...."

ВЫВОДЫ:

1. Существуют дети, которым важно быть в движении, и делать всё быстро. В идеале - быть первым по быстроте.

2. Существуют дети, которым важно делать самим, даже если медленнее и после всех. В идеале - решить задачу.

3. Существуют дети возраста 5-ти лет, которые знают разницу между своим собственным решением и готовым.

ЛИСА  

Lorem ipsum

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum

© Братчикова Надежда Владимировна, 2016-2017.  Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник. 

ЛИСА  
Контакты