Назад к списку

Встреча с организаторами «Олимпиада национальной технологической инициативы». 6 июня 2017 г.

Фотография Н.В.Братчиковой

6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча представителей образования (ИТМО, Политех), промышленности и органов власти с организаторами «Олимпиада национальной технологической инициативы» (http://nti-contest.ru/). 

«Олимпиада НТИ» – командные инженерные состязания школьников, дающие привилегии при поступлении в некоторые университеты России (иными словами: школьники включаются в решение олимпиадных технических задач и победителям обеспечивается социальная признанность).

Встречу проводил Алексей Федосеев, директор Центра интерактивных образовательных технологий Московского политехнического университета, зам. руководителя Рабочей группы НТИ «Кружковое движение».

На встрече обсуждались вопросы талантов: 

  1. Кто те таланты, которые будут создавать технологии будущего?
  2. Как выявить таланты?

Дети были разбиты на три уровня, кардинально друг от друга отличающиеся: 

  • участвуют в профильных олимпиадах
  • готовятся к ЕГЭ
  • занимаются в кружках технического творчества (прохладно относятся к школьной программе и проваливаются на отборе первого этапа олимпиады).

Олимпиада НТИ представляет собой два этапа отсеивания:

1. Онлайн олимпиада по профильным предметам. 

На этом этапе отсеиваются не мотивированные дети с низким уровнем предметных знаний. Такие дети, при решении сложных инженерных задач, не смогут опираться на знания основ физики, математики, информатики, и будут в заведомом проигрыше перед детьми, владеющими базовыми основами предметов. 

Ребенок, занимающийся в кружке технического творчества, умеющий работать руками, но троечник, перекрывает себе путь ко второму этапу олимпиады, к командной работе и наградам.

2. Олимпиада по типу хакатонов - фабрика звездных команд. Команды 4 дня разрабатывают, собирают, испытывают и предъявляют готовый продукт. При этом дети решают подзадачи:

  • Как сделать продукт? Был поднят вопрос: способны ли школьники за 4 дня олимпиады создать продукт, который был бы кому-нибудь интересен? Являются ли они творчеством в смысле создания нового и полезного?
  • Как самоорганизоваться в команде? Кому что надо выучить (новый язык программирования, паять, и пр.), как распределить роли.
  • Как выбрать направление работы (в какую команду вступить) для того, чтобы увидеть интересующие ребенка нарождающиеся профессии?

Проблема: пересечение детей в пунктах 1 и 2 количественно низкое: если школьник хорошо пишет предметную олимпиаду - не работает руками; если работает руками - презирает обязательность предъявления школьных знаний.

Возможное решение: детей которые имеют практическую направленность (умеют работать руками), "подтягивать" по предметам.


Были названы инженерные компетенции: 

  • Проектная логика 
  • Видение предметной линейки создаваемых продуктов
  • База знаний: математика, физика (механика, электроника), программирование (системотехника)

Проблемы Олимпиады НТИ:

  1. Уровень решений детьми задач низкий, не интересный взрослым.
  2. Отсутствие популярности инженерных направлений (как убедить родителей, выбирающих ВУЗы, в важности выбора детьми инженерных направлений и участия в инженерных олимпиадах?).  
  3. Создание портала школьных портфолио с результатами олимпиады для просмотра работ (кодов) работодателями, подбирающими себе кадры еще до поступления у ВУЗы.
  4. Проведение онлайн олимпиады: как сделать (без использования видеокамер) высокопроцентный отсев тех, кто решал онлайн олимпиаду не сам, а с помощью Наставников.

ВЫВОДЫ:

  1. Университеты ИТМО и Политех + работодатели заинтересованы в абитуриентах, имеющих а) опыт командной работы; б) подготовленных технически (Agile, SCRAM); в) с фокусировкой на базе знаний (физика, математика, программирование).
  2. По итогам разговора с Полиной Дятловой (доцент кафедры"Теоретическая механика" физико-механического факультета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), директорцентра научно-технического творчества молодежи (ЦНТМ) и Фаблаб Политех), возраст детей нашего кружка (5-6 лет) - самое время для того, чтобы посетить Фаблаб Политех, посмотреть на лаборатории и поучаствовать в мастер-классах. Что мы вскоре и сделаем. 
  3. Существует пример школьного кружка технического творчества с высокими изобретательскими результатами, который вел И.Л. Викентьев (кружок "Юный изобретатель").

Пример кружка, в котором дети показывали результаты на уровне взрослого творчества:

Игорь Леонардович Викентьев, руководитель HTTP://VIKENT.RU/ - крупнейшего портала Европы, посвящённого изучению творческих личностей (http://www.triz-chance.ru/vikent.htmlвел ТРИЗ-кружок для школьников, в котором дети решали сложные железные задачи и показывали результаты. НЕ просто участвовали в олимпиаде и показывали решения НЕинтересного взрослым уровня, а решали поставленные им жизненные производственные сложные железные задачи.

Видео И.Л. Викентьева:

И.Л. Викентьев. РЕШЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ - Техническое творчество в лаборатории «Юный изобретатель»: https://www.youtube.com/watch?v=WZxMBVBu2z0&lc

Статьи И.Л. Викентьева: 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТРИЗ и ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ http://www.triz-chance.ru/methodica.html

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в ЛАБОРАТОРИИ "ЮНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ" http://www.triz-chance.ru/rodsobr.html

О ПОДГОТОВКЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ http://www.triz-chance.ru/researchers.html

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ(версия 1.2) http://www.triz-chance.ru/dominanta.html

ЛИСА  

Lorem ipsum

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis aute irure dolor in reprehenderit in voluptate velit esse cillum dolore eu fugiat nulla pariatur. Excepteur sint occaecat cupidatat non proident, sunt in culpa qui officia deserunt mollit anim id est laborum

© Братчикова Надежда Владимировна, 2016-2017.  Все права защищены. Перепечатка, даже частичная, разрешена только со ссылкой на источник. 

ЛИСА  
Контакты