Рассмотрим лишь два факта, обнаруженных в экспериментах гештальт-психологов: так называемый «закон контекста» и описание этапов решения проблемной задачи, представленное К. Дункером как «дерево решения». Закон контекста определяет те изменения условий проблемной ситуации, при которых формируется новый гештальт, достигается понимание и решение проблемной задачи. Проиллюстрируем этот закон материалом эксперимента К. Дункера. Одна изнаиболее подробно исследованных им проблемных ситуаций называлась следующим заданием: «Докажите, делятся ли все числа типа 276 276, 591 591, 112 112 на число 13?» (Психология мышления: Сб.перевод. М., 1965). Основное положение того доказательства, котороедолжно быть найдено и которое является неизвестным в предлагаемомзадании, заключается в том, что каждое из приведенных чисел включает в свой состав в качестве множителя число 1001, делящееся на 13. 

В чем заключается возникшая здесь проблемная ситуация? Оназаключается в том, что все усвоенные знания о принципах делимости чисел оказываются не соответствующими новому заданию. Ни сумма, ни произведение, ни степень предлагаемых чисел или их компонентовне позволяют определить или обосновать делимость этих чисел на число 13. Неизвестное, которое должно быть выявлено в проблемной ситуации, скрыто в строении предлагаемых чисел, в их «природе». Поиск неизвестного в проблемной ситуации этого рода совпадает с исследованием «природы» анализируемого объекта мышления, закономерностей строения этих чисел. Раскрываемое неизвестное составляет то общее, что характерно для всех чисел этого рода. В ко­нечном счете оно соответствует принципу построения числа типа «авс авс». 

Необходимо специально заметить, что ни один из испытуемых не шел в решении путем логического анализа, который позволил бы ему раскрыть общую природу предложенных чисел. Все испытуемые на­чинали с попыток определения традиционных признаков делимости чисел. Лишь исчерпав эти возможности анализа чисел, они приходили к необходимости анализа каких-либо общих моментов в строении всех предъявленных чисел, к анализу той бросающейся в глаза общей характеристики их строения, которая составляет повторяемость цифр в этих числах. Однако чем определяется эта повторяемость и имеет ли она отношение к делимости этих чисел на число 13? 

Таким образом, в результате отмеченных двух этапов испытуемый приходит к фиксированию «конкретной области поиска», той области, в которой заключено неизвестное. Дальнейший успех поиска неизвестного будет определяться теми средствами, которыми сможет воспользоваться человек для включения объекта анализа в новую систему связей. При этом новая система связей, требуемая в данном случае для обнаружения неизвестного, фактически совпадает с сис­темой, служащей раскрытию генезиса числа, того факта, что каждое из предложенных чисел получено путем умножения числа «авс» на число 1001, которое делится на число 13. В экспериментах большая часть испытуемых не могла найти этой закономерности. Даже в тех случаях, когда испытуемым предлагались прямые подсказки, указы­вающие на то, что «числа делятся на 1001», лишь 59 % испытуемыхсмогли правильно выполнить поставленное задание. 

В дальнейших экспериментах автор нашел такое предъявление по­ставленного задания, при котором испытуемые смогли самостоятельно находить требуемое неизвестное. Это изменение условий задания за­ключалось в том, что при формулировании задания указывались два соседних числа с требуемой структурой (276 276 и 277 277). В этом случае требуемое число выступало не как общий множитель этих чисел, а первоначально как их разность (277 277 - 276 276 = 1001).Ситуация рядом стоящих чисел, включенная в качестве условия задания, выступала здесь в качестве средства анализа цели и приво­дила к выявлению требуемой общей закономерности. Эта ситуация в эксперименте создавалась преднамеренно. В жизни и наблюдении за естественным процессом выполнения задания испытуемый мог и не прийти к этой ситуации, а соответственно, и не прийти к решению проблемы. Ее психологическое значение в том, что она составила иной контекст для анализа неизвестного, позволивший включить анализи­руемый объект мышления в новую систему связей и, таким образом, раскрыть требуемую для выполнения задания закономерность.

Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. Стр.54-55