Девять универсальных законов эстетики по Вилейануру Рамачандрану

1. Группировка

Закон группировки был открыт гештальт-психологами в начале прошлого столетия. Удачная группировка доставляет удовольствие. Группировка развилась, чтобы преодолеть камуфляж и заметить объекты среди хаоса.

2. Максимальное смещение

­Мозг реагирует на преувеличенные раздражители. Пикассо или Генри Мур попали в ­ изобразительные первоэлементы нашей грамматики восприятия и создали ультранормальные раздражители, которые активируют определенные зрительные нейроны в нашем мозге мощнее, чем реалистичные изображения. В этом суть абстрактного искусства.

3. Контраст

Относительно неожиданная смена освещения, цвета или какого-то другого свойства двух смежных в пространстве однородных участов. 

4. Изоляция

Подчеркивание лишь одного источника информации о предмете (например, цвет, форма или движение) - и ознательное приуменьшается или устраняются остальные источники. Набросок производит большее впечатление, потому что клетки в вашей первичной зрительной коре, где происходит ранняя стадия зрительного процесса, заботятся только о линиях.

5. Пикабу, или перцептивное решение

Можно сделать нечто более привлекательным, делая его менее видимым.
Разница между восприятием и галюцинацией не такая четкая. Когда мы смотрим на мир, мы всё время галлюцинируем. Можно даже рассматривать восприятие как акт выбора одной-единственной галлюцинации, которая лучше всего соответствует поступившей информации, которая часто фрагментарна и мимолетна. И галлюцинации, и реальное восприятие возникают из одного и того же набора процессов. Решающее различие в том, что, когда мы воспринимаем, постоянство внешних объектов и событий помогает их закрепить. Когда мы галлюцинируем (или мечтаем, или находимся в экспериментально созданных условиях сенсорной депривации), объекты и события свободно блуждают в любом направлении.

6. Отвращение к совпадениям

Мозг пытается найти более правдоподобный вариант, типичный случай, и избежать совпадений.

7. Порядок

Потребность в правильности или порядке отражает, возможно, глубокую потребность зрительной системы в экономности процесса обработки зрительного сигнала. Художники подчеркивают баланс между абсолютным порядком, который кажется скучным, и полным хаосом. 

8. Симметрия

Новорожденный младенец будет смотреть на симметричные чернильные кляксы, а не асимметричные. Его предпочтение свидетельствует о законе в мозге ребёнка, который говорит: "О-о-о, что-то симметричное. Кажется, это важно. Стоит посмотреть ещё немного", Наиболее симметричные лица оцениваются как самые привлекательные (если заражение паразитами произошло в утробе матери или в детстве, одним из заметныз внешних признаков будет едва заметная асимметрия). Симметрия - это маркер крепкого здоровья, которое, в свою очередь, является индикатором привлекательности.
Правило "симметрии" применимо только к объектам, но не к целым предметным сценам (имеет эволюционный смысл: хищник, добыча, друг - это всегда отдельный, независимый объект). Распознавание и получение удовольствия от симметрии основано на алгоритмах работы мозга, сфокусированных на объектах, а не на сценах. Объекты, симметрично расположенные в комнате, будут выглядеть очень глупо, потому что мозгу не нравятся совпадения, которые он не может объяснить.
 

9. Метафора

Зрительная метафора (например, в комиксах такие слова как "ужас" или "дрожать" напечатаны волнистыми линиями, как будто дрожат сами буквы) воспринимается правым полушарием задолго до того, как более буквально-умственное левое полушарие может расшифровать причины. 

Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Вилейанур Рамачандран. М.: Карьера Пресс, 2015. Стр.235-288