Золотое правило нравственности

Запрет:

1. «Поучения писца Ахикара». Ахикар, служивший при ассирийском царе Синахвриба (705–681 до н.э.) сыну: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен также делать товарищам». 

2. Ветхозаветная «Книга Товита». Товит, дядя Ахикара, сыну: «… будь благоразумен во всем поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов., 4, 15). 

3. Конфуций «Лунь Юй». «Цзы Гун спросил: существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь? Учитель ответил: Это слово – снисхождение (в других переводах – «взаимность», «забота о людях», «великодушие», «сострадание»). Не делай другим того, чего не пожелаешь себе» (XV, 24). 

4. «Законы Ману». Ману, богоподобный сын Брахмы, сотворил людей и установил законы, один из которых «…не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В «Махабхарате» мудрец Бхишма перед смертью: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям» (Кн. XII, гл. 260). 

Изречение Будды: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» (Дхаммапада, XII, 159). 

Древнееврейский философ Гилель (112 г. до н. э. — 8 г. н. э,) родился в Бавеле (Вавилоне) и там прожил первые сорок лет. Несмотря на происхождение из рода царя Давида, он был крайне беден и зарабатывал на жизнь тяжёлым ремеслом дровосека. В 72 году до н.э. Гилель отправился в Землю Израиля, чтобы изучать Тору у величайших мудрецов. Сущность Торы Гилель понимал так: любить другого, как самого себя. Рассказывают, что когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу – «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, – в этом вся Тора. Остальное – комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

Один из хадисов пророка Мухаммеда (тринадцатый в выборке 40 хадисов Нанави) гласит: «Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя». 

Питтак: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».

Фалес: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая? ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других» 

В «Истории» Геродота (III, 142) Меандрий, правивший Сомосом по воле тирана Поликрата, после смерти последнего решил передать власть народу, руководствуясь следующим аргументом: «Я сам ни за что не стану делать того, что порицаю в моем ближнем. Я ведь не одобрял владычества Поликрата над людьми, равными ему…» 

Аристотель («Риторика», II, 6)

Сенека («Нравственные письма к Люцилию», 94, 43). 

Позитивные формулировки (взгляд со стороны других): 

Евангелие от Матфея: «Итак, во всем как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф, 7,2)

Евангелие от Луки: «И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и Вы поступайте с ними» (Лк, 6,31).

Аврелий Августин: «Люби [Бога]— и делай   что пожелаешь». 

Возражения 

1. Золотое правило не гарантирует взаимности отношений, не позволяет добиваться для себя преимуществ. 

Преступник, ссылаясь на золотое правило, не получит снисхождения. Но он может провести мысленное конструирование: судить самого себя, взглянув на себя со стороны судьи, мысля и действуя как судья. 

2. Эгоисты согласны на то, чтобы никто не делал им добра, лишь бы самим ничего не делать.

Эгоисты, в этом случае, выбирают акцентированное дистанцирование (избегают обязательств или людей) с людьми. Поведение эгоистов не противоречит логике золотого правила: нравственность в рамках выбанных отношений. 

3. Золотое правило не учитывает возможностей разных людей. 

Речь идет о требованиях одних людей к другим, которые могут оказаться чрезмерными, неадекватными, недостаточными. "

"М.Н.Эпштейн [Знак пробела. М. 2004, с. 759] делает к золотому правилу добавление: «Делай то, чего могли бы желать все, включая тебя, и чего не может сделать никто за исключением тебя» (золотое правило и призвано выявить, удостоверить, могут ли «желать все» то, чего желаю я, и, наоборот, могу ли я желать то, чего желают все; индивид представлен как эмпирически-конкретная величина и на его месте никто другой действовать не может уже хотя бы потому, что он уже занимает это место)Золотое правило предполагает не любых индивидов, обладающих разумной и ответственной волей, а только таких, которые находятся в деятельном отношении друг к другу, в зоне практической (реализуемой в поступках) досягаемости друг для друга. (Принц, которому не понять нищего, вполне может понять своего камердинера и хотеть быть понятым им. Нищий, которому не понять принца, способен понять и деятельно взаимодействовать с околоточным, который находится на службе у принца)". 
(с) А. А. Гусейнов, Золотое правило нравственности в истории культуры, «День знаний» в СПГУП 1 сентября 2005, Актовая лекция.

4. Золотое правило прикрывает безнравственное поведение. 

Золотое правило помогает находить правильные, нравственно корректные решения (поступки). Говорить же о золотом правиле могут и безнравственные люди. 

Притчи и сказки как способ самонаблюдения

 

В современном мире люди излишне перегружены информацией. 

Чем больше мы читаем (видим, слышим), тем больше, как нам кажется, знаем. «Информационная перегрузка» непрерывно мешает мыслить самостоятельно, порабощает знаниями и опытом. Большой запас знаний способствует возвышению в своих глазах и подменяет сущностные необходимости на желания и потребности социума.

Блокирование мыслительной деятельности чужими мыслями и оценками приводит к тому, что человек перестаёт мыслить самостоятельно.

Обработка видео...